Форма поиска

Вы здесь

Колобок на черный день

Помните, из детства: «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две». Сегодня те из бизнесменов, кто не поддался панике или детской привычке прятаться под одеяло, занимаются именно этим. Скребут и метут, по капле собирая дополнительные ресурсы для выживания. На что сегодня можно надеяться?

Рынки падают, но не обнуляются

Жизнь-то не прекратилась! Просто то же количество игроков резвится на все более узком клиентском пятачке. Возникает новый для российского бизнеса уровень конкуренции. А с новым каждый справляется по-своему. Кто удовлетворительно, кто плохо, а кто и очень успешно. Но где они, эти отличники? Все происходит так быстро, что и списать-то некогда. Значит, кто-то неизбежно будет падать быстрее рынка. Кто-то – «двигаться в потоке». А везунчики даже расширят свою долю, и возможно - не только относительную, но и абсолютную!

Антикризисный опыт компаний

Имея возможность заглянуть «за кулисы» различных бизнесов и участвуя во всем том, что там сегодня происходит, мы попытались обобщить опыт последних месяцев.

Первое, что сильнее всего болит и за что обычно берутся – это невыплаченные клиентами долги. Чтобы остановить рост просроченной дебиторки, необходим экстренный пересмотр типовых договорных условий и сокращение «товарного кредита». Нужны ясные границы допустимого долга, при достижении которых поставки неплательщикам должны прекращаться. Максимальное использование бартерных расчетов. Оценка, а по возможности и проверка платежеспособности новых клиентов. Ну и, конечно, перезаточка мотивации руководителей центров прибыли: пусть получают теперь бонусы не от прибыли, а от оплаченной прибыли.

Еще один вектор профилактики финансового обескровливания - наращивание кредиторки. Хочешь выжить – следуй общей тенденции и не пытайся быть святее Папы Римского. Тщательно взвешивай каждый платеж, используй каждую возможность подзадержать его. Только смотри не перепутай с приоритетами! Поставщики, положим, потерпят. А вот налоговые органы, персонал, банки-кредиторы – возможно, и нет.

Следующим пунктом повестки дня идет, как правило, себестоимость. Как тем же ресурсом – машинным, товарным, человеческим – начать выдавать большую производительность? И как начать приобретать ресурсы по более низким ценам? Многие компании после череды кадровых экспериментов приходят к выводу, что интенсификацией труда можно достичь больших результатов, чем снижением уровня его оплаты. Благо, и рынок труда сейчас предоставляет работодателю редкую возможность поменять двух небитых на одного битого. Как выразился один бизнесмен, «особенно хороши те, кто три месяца просидел без работы... Соотношение цена/качество у них просто великолепное!»

Многие с удивлением обнаруживают, что офисные площади, технику, транспорт можно использовать гораздо более эффективно. Что же касается «входящей» стоимости товаров и услуг, то здесь по сусекам компаний резервов завалялось столько, что одна из консалтинговых фирм предложила новый антикризисный сервис. Консультанты ищут поставщиков, предлагающих нужные клиенту товары и услуги по более низким ценам и на более выгодных условиях, чем это делали прежние поставщики. Мы не поверили своим ушам, когда узнали: экономию, перекрывающую затраты на консалтинг, удается получать в 100% случаев!

Еще одно направление поиска экономии состоит в том, чтобы не делать ненужных телодвижений. Чтобы грузовики решали те же транспортные задачи меньшим километражом. Чтобы бумажки перестали двигаться бессмысленными кругами по одним и тем же кабинетам офиса. Чтобы люди не скучали в вынужденных паузах и простоях. Короче говоря, чтобы бизнес-технология не была бестолковой. К оптимизации цепочек действий, из которых складывается «машинка бизнеса», прежде обращались лишь немногие. И делали это в основном силами внешних высокооплачиваемых консультантов. Оно и понятно: для упрощения алгоритмов бизнеса нужен свежий взгляд, нужен кто-то, кто выдернет тебя из-под гипноза сложившихся организационных привычек. Сегодня же бизнесмены пытаются решать эту задачу, как правило, своими собственными силами. И если прежде вопросом оптимальных технологий увлекались отдельные «перфекционисты» и «отличники», то нынче эта тема привлекает к себе массовый интерес владельцев.

Однако, низкая себестоимость – не самоцель, а возможность снизить цену и перетянуть на себя кусок рынка. Отсюда мораль: хочешь не проиграть в объемах продаж – умерь аппетит бизнеса. Сейчас не время для масштабных инвестиций. Зачем тогда бизнесу большая прибыль? Довольствуйся малым, снизь рентабельность и наценку – и на твои цены потянутся голодные клиенты, которых уже не устраивают прежние, не успевшие сломить инерцию своей жадности, продавцы. А как же дивиденды? Точно так же. Хочешь сохранить бизнес – умерь и свой личный аппетит. Быть может, тот самый рубль, на который ты не съездил на престижную тусовку, как раз и пригодится, чтобы предложить на полкопейки дешевле конкурента или избежать банкротства.

Сегодня компании, не добирая нужных объемов продаж, пытаются осваивать соседние рыночные сегменты. Новая география, новые клиенты, новые товары и услуги. Рано еще говорить о том, насколько впечатляющие результаты получены на этом пути. Но с почином можно поздравить многих и многих. Вдохновляет, по крайней мере, «саксесс-стори» розничной сети «Спортмастер», которая, совершив подобный ход не в кризисные, а в благополучные времена, стала абсолютным лидером своего рынка.

Последнее, о чем важно не забыть: снижение уровня жизни, угроза безработицы и бедности начинают все сильнее давить на людей. Особенно на тех, кому приходится покидать компанию. Освобождение от неэффективных сотрудников, которые сами себя, конечно же, таковыми не считают, порождает множество «справедливых» соблазнов. Многократно возрастает риск того, что кто-то из них, уходя, захочет прихватить ресурсы компании в свое личное пользование. Поэтому доверенности, бланки с печатями, наличность, базы данных, заключаемые с поставщиками договора – все это должно стать предметом особо пристального учета и контроля.

Ну, вот, пожалуй, и весь спектр подмеченных нами направлений поиска. Это не исключает, конечно, всего того, что мы еще не заметили и не придумали. Говорят, лучшие стихи – те, что еще не написаны. А любая проблема чревата неисчерпаемым разнообразием изобретений и нестандартных ходов. Очень надеемся, читатель, что поход по сусекам подарит Вам много неожиданных возможностей. Что колобок получится большим и тучным. И что его непременно хватит на то, чтобы перекатиться через лихую полосу в жизни бизнеса.

© Консалтинг-Центр «ШАГ»