Форма поиска

Вы здесь

Коучинг и консультирование: в чем разница?

Самир Гуджрел (Sameer Gujral), член Ассоциации сертифицированных коучей

Большинство менеджеров затрудняются в определении терминов «коучинг» и «консультирование». Означают ли они одно и то же или, как менеджер, я должен использовать их оба?

Совсем не удивительно, что люди затрудняются в дифференциации этих терминов, потому что зачастую они употребляются как равнозначные. Тем не менее, коучинг и консультирование – это два очень разных инструмента, которые использует в своей работе менеджер. Давайте разберемся, можно ли разрешить это затруднение, если глубже понять его базовые составляющие?

Коучинг призван повышать результаты в случае, когда сотрудник выполняет свою работу хорошо и нуждается в поощрении, чтобы достичь ещё больших высот. Такой работник уже имеет отличные навыки в определенной области, но нуждается в поддержке, чтобы достигать цели в других сферах своей деятельности. К примеру, сотруднику, который преуспел в деле привлечения клиентов, в то же время нужно больше работать над их удержанием.

Консультирование используется для улучшения результатов, когда менеджер обнаружил ошибку в текущей работе сотрудника, которая, будучи неисправленной, может поставить под сомнение результат всей дальнейшей работы. Примером этому может послужить недостаток у сотрудника уверенных коммуникативных навыков.

Успешный менеджер – это одновременно и коуч, и консультант, который знает, что каждый сотрудник нуждается во внимании. Безусловно, это требует некоторой практики, но этого возможно достичь.

Чтобы стать действительно хорошим коучем или консультантом, менеджеру приходится быть внимательным слушателем и быть искренне заинтересованным в удержании талантливого сотрудника. Хорошие менеджеры устанавливают четкие планки ожиданий и регулярно дают сотрудникам обратную связь в тех местах, которые требуют доработки, что стимулирует сотрудников обучаться и расти.

Допустим, у вас есть сотрудник, который, как вы думаете, имеет потенциал взять на себя дополнительные обязанности. Он всегда приносит в коллектив свежие идеи и выдвигает предложения для улучшения рабочего процесса и решения задач. Такому сотруднику нужен коуч – для того, чтобы развить навыки, необходимые ему для следующего большого шага в карьере. Коучинг, как процесс, сконцентрирован на будущих возможностях и практическом использовании предыдущего опыта. Коучинг - это больше о том, как сделаны те или иные вещи, нежели какие именно. Это о раскрытии потенциала сотрудника и о достижении им максимальных результатов. Это о том, как помочь человеку найти ответ самостоятельно, а не о том, какой дать совет. Коучинг – это когда один человек направляет другого через процесс, ведущий к повышению производительности.

Или, к примеру, у вас есть сотрудник, который не достигает целей, которые вы вместе поставили ему на предыдущей проверке его эффективности. Вы указали, где именно он не соответствует ожиданиям, обеспечили его всеми возможными необходимыми инструментами, но так и не заметили улучшений. Такому сотруднику необходима консультация – возможно, нужно попробовать заглянуть в действительную причину его «отставания» и разобраться (то, что мы привычно видим снаружи – только верхушка айсберга, в то время как реальная причина лежит глубже).

Понимание различий между коучингом и консультированием - критически важное условие для успешных отношений менеджера и сотрудников. Совершенствуя свои навыки коуча и консультанта, вы будете наилучшим образом управлять и развивать штат продуктивных и вовлеченных в процесс сотрудников.

© Перевод Консалтинг-Центр «ШАГ», 2017