Форма поиска

Вы здесь

Маленькая история большого успеха

По пути в Амстердам, если вам повезет лететь рейсом голландской авиакомпании KLM, вас, скорее всего, угостят парой аппетитных булочек – тминной с сыром и роллом с цыпленком. Мельком взглянув на упаковку этой вкуснятины, вы с удовольствием отметите наклейку «Organic Bread» - т.е. натуральный, без консервантов продукт. А если будете рассматривать упаковку и дальше – то чуть выше можно увидеть еще одну надпись крупными буквами: «Традиционное домашнее производство из семейной пекарни с 1880 г.»

С 1880 года? – Однако это означает, что сегодня булочки выпекает уже пятое или шестое поколение семейства пекарей – нечастая история в семейном бизнесе, в котором, как известно, уже в третьем поколении остается всего от 5% до 15% исходно начинавших дело предприятий. Как же, по-видимому, разрослось с тех пор это предприятие? И вообще, кто они такие? Отчасти ответ на эти вопросы можно найти на обратной стороне все той же упаковки, - правда, на этот раз очень мелкими буквами. Вот что там написано: «Боргезиус» – это семейная пекарня с богатой традицией хлебопекарного дела, насчитывающей более 100 лет.

Дело было основано в июле 1880 года, когда прадедушка сегодняшнего владельца зарегистрировал пекарню, расположенную в деревне Ауде Пекела. В 1967 году единоличное дело было преобразовано в частную компанию. За прошедшие годы Боргезиус превратился в одного из основных поставщиков свежего хлеба северной части Нидерландов. В 1998 году компания начала производство сандвичей под маркой «Боргезиус Конвиньенс».

Кратко. Емко. Но не очень понятно, если не знать некоторых деталей истории…

«В 1967 г. единоличное дело было преобразовано в частную компанию…» Чего же ждала маленькая семейная пекаренка 87 лет три с лишним поколения?

Оказывается, в самой Голландии «Боргезиус» рассматривается как одна из наиболее потрясающих историй успеха на всем хлебопекарном рынке. Прежде всего, потому, что до 1967 г. продажа свежего хлеба в Голландии не разрешалась в супермаркетах. И лишь в этом году был принят закон, официально разрешающий такие продажи. А «Боргезиус» оказался единственной пекарней, которая смогла подготовить свои технологии и объемы выпуска к резко возросшему спросу и новому уровню требований. Сегодня 70% хлебобулочных изделий в Голландии продаются в супермаркетах, а «Боргезиус» остается топ-поставщиком как минимум в четырех провинциях Нидерландов. Всего в четырех из двенадцати – но в самых крупнейших!

«Хороший нос» - уважительно отзываются голландцы, имея в виду то, что мы называем «рыночным чутьем». В данном случае «хороший нос» принадлежал Яну Борджезиусу, одному из четырех братьев, управлявших компанией в четвертом поколении, отвечавшему в ней за продажи и техническое оснащение. Именно он предложил братьям производство сначала свежезамороженных заготовок для выпечки, которые превращались в аппетитный хлеб всего за 45 минут, затем – вакуумную упаковку хлеба и так далее…

Маленькая семейная пекарня превращается в лидера хлебопекарной отрасли Нидерландов. Образцом, которому подражают другие. Сегодня это уже - (и тут наше воспаленное российское воображение рисует бескрайние поля, груды элеваторов, вертикально интегрированный холдинг, номерные хлебозаводы по всей стране, курьеры, курьеры, кругом одни курьеры…) – нет, сегодня это по-прежнему маленькое (как и почти все в Голландии) семейное предприятие. С числом работающих – как это обозначено в справочниках – «от 11 до 50 человек». С оборотом около 50 млн. евро. Что же, на семью хватает. И даже на новые эксперименты – например, как вкуснее завернуть курицу в булочку, чтобы это нравилось пассажирам KLM.

© Консалтинг-Центр «ШАГ»