Сделки поглощения являются средством для достижения цели, но сами по себе целью не являются. Важно понимать это различие при составлении своей программы развития.
Слияния и поглощения – это тактика, а не стратегия. В чем же различие?
Стратегия по своей сути представляет собой план, выстроенный из ряда альтернатив, предназначенных для достижения цели, которая укрепляет бизнес-модель. Стратегия может состоять из альтернатив, предусматривающих участие (какие рынки, какие сегменты и каких клиентов обслуживать) или конкуренцию (как конкурировать на этих рынках, в этих сегментах и среди обслуживаемых клиентов). Успешные предприятия развивают стратегии, обеспечивающие их конкурентными преимуществами и/или позволяющими им работать на привлекательных для них рынках.
Для сравнения, тактика – лишь конкретное средство для реализации стратегии.
В одном из годовых отчетов “Hewlett-Packard” указано: “Наша долгосрочная стратегия сфокусирована на приумножении нашего комплекса технических средств, программного обеспечения и услуг по мере того, как мы адаптируемся к меняющейся/гибридной модели обеспечения и использования информационных технологий в связи с растущим освоением облачной обработки данных и увеличением спроса на решения”. Далее в отчете компании говорится: “Чтобы успешно осуществлять эту стратегию, нам нужно продолжать развивать нашу бизнес-модель, традиционно ориентированную на технические средства, в сторону модели, включающей больше программного обеспечения и предоставление услуг более высокого качества. Кроме того, нам нужно продолжать развивать фокус нашей организации навстречу обеспечения наших клиентов интегрированными IT-решениями”.
Вы могли бы интерпретировать эти две цитаты следующим образом: стратегия “HP” заключается в том, чтобы выйти на рынок облачной обработки данных, конкурируя за счет достаточно широкого комплекса технических средств, программного обеспечения и услуг, чтобы стать более конкурентоспособными в области обеспечения информационных технологий. Они планируют сделать это, сместив свой фокус внимания с технических средств на услуги и решения по обеспечению информационных технологий.
Каким образом “HP” смещают свой фокус внимания и реализуют стратегию? Вот где в дело вступает тактика. Они могли бы инвестировать в НИОКР для разработки новой технологии, создать совместное предприятие, не делать ничего или приобрести желаемые решения.
Заметьте, что в самой стратегии не идет речи о приобретении компаний или избавлении от существующих структурных подразделений. Слияния и поглощения – это лишь одна потенциальная мера, которую “HP” могут предпринять для реализации своей стратегии. В итоге это может оказаться единственным способом реализации стратегии для компании, но для “HP” это тактический шаг, а не цель.
Почему необходимо видеть эту разницу? Когда компании рассматривают слияния и поглощения в качестве стратегии, они рискуют забыть о том, как создать ценность с помощью своих бизнес-моделей, сделав акцент на тактике, не имеющей четкой цели. Это может привести к неудачному поиску решений, разрушающим ценность сделкам и отсутствию ясности в том, что должны делать другие отделы организации для достижения цели. Для многих компаний слияния и поглощения – это инструмент, и, как любому другому инструменту, ему нужно назначение, чтобы он был полезен.
(Конечно, есть и исключительные случаи, такие как группы сферы прямых инвестиций, чья бизнес-модель представляет собой слияния и поглощения, но даже им все же необходимо разрабатывать стратегию, отличающую их от конкурентов).