Форма поиска

Вы здесь

Главное для всех сегодняшних компаний не стать чайным клипером XXI века

Мы много раз говорили о том, что мир меняется, что сегодняшние  реалии – new normal, в которой сошлись в оной точке изменения экономических приоритетов и новые технологии. Что важнее – экономические возможности потребителей или технологии? Неожиданный привет из прошлого на эту тему, когда технологии в короткий срок изменили экономику.  

С XVI века жители Европы пили чай, привезенный из Китая и Индии. Пить чай было полезно, престижно,  и далеко не каждый мог себе это позволить.  Чай  из Китая в Европу возили на парусных кораблях. Путь парусника лежал вокруг Африки и занимал  до 10-11  месяцев.  За это время чай впитывал в себя запахи трюма и покрывался плесенью. 

Задача – привезти чай как можно быстрее, поскольку стоимость товара зависела напрямую от его качества. Наибольшим спросом в Англии пользовался китайский чай, собранный в сезоне самым первым.  Цена чая  «первого сбора» отличалась от цены обычного в разы.   

Чтобы чай в ходе транспортировки сохранял свои вкусовые качества,  его перевозили на самых быстроходных судах того времени – клиперах. 

В истории «чайной логистики» было золотое десятилетие -  60-е годы XIX века, когда вокруг бизнеса было создано своего рода  шоу – «чайные гонки». На парусники, доставляющие чай,  принимались  ставки – как на лошадей на скачках. В результате судовладелец, доставивший чай нового урожая, получал не только сверхприбыль от продажи товара, но и премию - от тех, кто поставил на него.  Премии, выплачиваемые судовладельцам, стимулировали их совершенствовать свои корабли, создавая всё более обтекаемые формы корпуса, которые позволяли  выжать из судна максимальную скорость на протяжении всего плавания. Так на недолгое время появились самые грациозные и романтичные парусники - чайные клиперы, которые пробегали путь от Китая до Лондона  за 3-4 месяца.

Но жизнь их была недолгой. В то же десятилетие, когда гордые красавцы клипера носились по волнам, наступила эпоха пара – появились первые пароходы. Поначалу никто не рассматривал это новое чудо техники в качестве серьезного конкурента парусникам –  пароходы  были очень затратны и медлительны. И уж никак не предназначены для перевозки чая – пока они неспешно плывут, чай пропитывается непотребными запахами. 

В  конце 60х годов был открыт Суэцкий  канал,  и  путь с Востока на Запад сократился на 3000 миль. Пароходы стали преодолевать этот  путь меньше чем за месяц. Парусные корабли не могли воспользоваться Суэцким каналом - он был слишком узок, чтобы они могли ходить по нему галсами, когда было необходимо двигаться против ветра. 

Знаковое событие произошло в 1871 г.: при дегустации чая  официальные эксперты не смогли отличить товар, доставленный клиперами, от чая, привезенного пароходами. 

Разницы в потребительских свойствах нет, но появилась новая  технология.   Пароходы оказались более рентабельными  - потому, что ходили в Китай не раз в году, как парусники, а два-три раза и, главное, делали это, в отличие от парусников, по регулярному расписанию. Торговцам гораздо важнее было заранее точно знать, когда прибудет их груз, чем скорость доставки. В результате сменились приоритетные показатели у торговых компаний -  на смену KPI «прибыль» пришел другой – «оборачиваемость».

Так и сегодня технологические изменения определяют смену экономических концепций. И главное для всех сегодняшних компаний не пропустить точку «невозврата», и не стать чайным клипером XXI века.