Форма поиска

Вы здесь

Консультант перестал быть эксклюзивным центром экспертизы?

Около десяти лет назад в ШАГе обсуждался вопрос: Что будут делать консультанты по управлению, когда в бизнес придет поколение грамотных менеджеров? И вот оно началось! На последней конференции АСКОНКО Елена Перепелица заявила: Ресторанный консалтинг закончился, потому что знания, за которые раньше платили, теперь доступны всем через Интернет. Означает ли это конец профессии, даже если ограничить рассмотрение теми знаниями, которые "продавал" консультант? Думаю, что нет. Во-первых, нужно различить знания и компетенции или, как это формулирует П.Щедровицкий, сведения и знания (знания "в узком смысле этого слова"). Не вдаваясь в дефиниции, поясню на примере. Для того, чтобы освоить все базовые возможности коммуникаций, нетворкинга и продвижения в социальной сети, достаточно найти несколько бесплатных видеороликов и просмотреть их. Просмотрел - и начал делать. И все получилось! Это - простейший случай, когда знания фактически совпадают с компетенциями. Более сложная ситуация - вы прочитали книгу или прослушали лекцию о том, как овладеть своими эмоциями. Все изложено внятно, убедительно, с большим количеством примеров, в которых вы легко узнаете себя. Поняли? Поняли.Но здесь схема понял-сделал-получилось уже не работает! Здесь, чтобы реализовать полученное знание, необходимо постепенно, шаг за шагом, вырабатывать навык. Поэтому перед тем, кто прослушал лекцию, открываются три пути. Первый, которым следует большинство - так и оставить все услышанное на уровне мертвых "сведений" и никогда не пользоваться ими в жизни. Второй - пойти на тренинг к автору, заплатить за это деньги, и тогда, после нескольких месяцев специально организованных практических занятий, начнет что-то получатся. А дальше у кого-то этот навык останется на всю жизнь, у кого-то постепенно атрофируется - здесь все зависит от того, насколько осознанно и активно выпускник будет обращаться с приобретенным навыком. Третий путь, доступный лишь единицам и требующий специальных компетенций - самому на основе прочитанного или прослушанного организовать для себя "практикум" и выработать нужный навык. Возвращаясь к проблеме консалтинга, нужно ответить на вопрос: какого рода знания обесцениваются в смысле готовности людей платить за них? Сведения, которые можно получить бесплатно любого качества и в любом количестве - да, они обесцениваются. Но при этом появляется новая ценность - знания об "адресах" и качестве источников этих сведений. Источников - бесконечное разнообразие. Но какие из них действительно могут быть полезны, а какие - информационный мусор? Это тоже знание, и можно задуматься о перспективах его монетизации. Пойдем дальше. Имеется колоссальный пласт бесплатно доступных знаний, которые не переходят автоматически в навык, а требуют специально организованной работы. Поэтому рынок по-прежнему испытывает объективную нужду в услугах тренера. Но не всякого. Не того, кто называет себя тренером, а на деле просто читает лекции. Востребован тот, кто умеет правильно организовать активность тренируемых и сформировать у них навык. Осознает ли это рынок заказчиков? Осознает ли разницу между "пассивным" знанием и компетенцией, которая может появиться только в результате собственной активности человепка? Думается, что такое осознание присутствует. Не случайно ведь сегодня, когда рынок консалтинга в России падает, рынок коучинга - растет. Но это - о коучах и тренерах. А как быть с консультантами? Очень просто! Консультант по управлению или, в сегодняшней его ипостасти, консультант по управлению измененями - это и есть тренер! Но только не для конкретного Иван Иваныча, а для всей компании! Именно консультант по управлению изменениями владеет инструментами выработки у клиентских компаний навыков, именно он умеет "обучать" организацию новому: новым процессам, новым взаимоотношениям, новым принципам управления. Один из инструментов, которыми при этом пользуется консультант - это трениг Иван Иванычей. Но заказчиком здесь выступает не Иван Иваныч, а владелец или топ-менеджер компании, и навыки у Иван Иваныча вырабатываются в первую очередь исходя из нужд компании, и лишь во вторую - по его собственному хотению. При этом для консультанта важно, чтобы новые навыки Ивана Иваныча способствовали более эффективной его работе в команде с Петром Петровичем и Сидор Сидорыччем, с которыми проводится свои тренинги. Чем отличается консультант от бизнес-тренера? Во-первых, тем, что тренерская работа - лишь одна из составляющих консалтинга управления изменениями. Консалтинг управления изменениями тренингом не исчерпывается. Во-вторых, форма, в которой консультант проводит свою "тренерскую" работу - очень часто не совпадает с традиционными тренинговыми форматами в виде учебных групп, регулярных занятий и т.п. и т.д.

Вернемся к началу нашего размышления о ценности и обесценивании знания. В век быстрых изменений знание становится конкурентным преимуществом. Но какое знание? Не любое, а то, которого нет у конкурентов. А какого знания нет у конкурентов, если все знания теперь общедоступны? В доступе нет только нового знания, потому что оно просто не еще не существует! А из этого следует, что тем, кто претендует на лидерство, покупать сегодня имеет смысл не знания а "фабрику" по производству новых знаний. То есть мышление! Как и в какой форме может продаваться и покупаться мышление и причем здесь консалтинг - это предмет отдельного разговора.