Форма поиска

Вы здесь

На пороге цифровой революции

05 декабря 2016 г. в Клубе организационного развития обсуждался доклад Андрея Коптелова «Организационные изменения под влиянием цифровых технологий». Андрей – топ-менеджер холдинга «Синергия», преподаватель и консультант, обладатель многих должностей и титулов. Что больше всего заинтересовало в докладе, в его обсуждении, в последующем обдумывании? Вот что рассказал Юрий Пахомов, партнер Консалтинг-Центра ШАГ.

В докладе и обсуждении наметилось несколько тем, так или иначе относящихся к проблеме «цифровой революции» в бизнесе. Остановлюсь на одной из них: за каким бизнесом будущее?

В наши дни инструменты для автоматизации различных сторон жизни организаций появляются как никогда быстро, а их возможности – как никогда велики. И в бизнесе конкурентов обходит тот, кто быстрее и лучше других автоматизирует свои процессы, выигрывая тем самым в скорости и точности, в привлекательности для клиента, в затратах на персонал. Наиболее продвинутые из уже сложившихся компаний идут по пути «цифровой трансформации», примеривая на себя новые технологически одежки.

Но одновременно появляются стартапы принципиально иного типа, которым не нужно внедрять и осваивать «технологические усилители» своей деятельности. Их бизнес-модели изначально строятся на использовании технологий. Как следствие -  конструкция таких бизнесов кардинально отличается от привычных компаний, пусть даже хорошо автоматизированных. Таковы, например, You Du, Яндекс-такси, Хедхантер и множество других игроков, которые пока еще не столь известны. Но это только пока. Одна из отличительных черт бизнесов нового поколения – быстрый рост. В наше время бизнес-проекты новой волны возникают в огромном количестве. В огромном количестве и погибают. Но выжившие, преодолевшие критический порог – идут в рост с немыслимой для традиционного бизнеса скоростью.

Сегодня мы имеем на рынке два типа перспективных игроков. Одни трансформируются в цифру, другие – вырастают из цифры. Как будут складываться отношения между ними? К чему приведет конкуренция между этими двумя ветвями эволюции? Прогнозы и выводы делать рано, но можно предположить три возможных сценария. Первый: традиционные бизнесы зайдут в своей трансформации так далеко и глубоко, что уже не будут отличаться от бизнесов новой волны. Второй: молодые бизнесы вырастут быстрее, чем зрелые успеют трансформироваться, и новая генерация компаний просто вытеснит старую. Третий: традиционные бизнесы начнут встраиваться в новые, образуя своего рода симбиоз: например, одни сдают в аренду места на «виртуальной бирже», другие - арендуют эти места и находят там своих клиентов. Какой из сценариев окажется основным? Или события пойдут по совсем другому, неожиданному руслу? Поживем – увидим.