Форма поиска

Вы здесь

Почему из «морских котиков» получаются консультанты по изменениям?

На пути к «Changing Organization»

Пиком  менеджерского мастерства  не зря считается  управление корпоративной культурой и проведение сложных организационных изменений.  Конечно, непросто «с нуля» построить Фейсбук или Гугл. Но перестроить Крайслер, как это в свое время сделал Ли Якокка, с точки зрения менеджмента - гораздо более сложная задача.

Для проведения таких сложных  изменений часто привлекаются внешние консультанты.  И мы, что естественно, внимательно следим за их опытом. И из наблюдений последнего времени неожиданно сделали для себя странное, на первый взгляд, открытие.  Консультанты по изменениям нашего времени, во-первых, «помолодели». Среди них все чаще встречаются не убеленные сединами и вековым опытом ветераны, а относительно молодые, 35-45 летние специалисты. И, во-вторых, среди них с завидной регулярностью стали появляться отставные военные, и не просто военные – а «спецназовцы», как например – бывшие служащие подразделения «морских котиков» США.

Navy SEAL, «морские котики» - суперэлитное спецподразделение, глядя на которое в армии США  бледнеют от зависти не только рядовые войска, но и пресловутые рейнджеры, и носители беретов всех цветов, от зеленого до красного с крапчатым в том числе.

И вот – отставные служащие этих войск, перед которыми открыты практически все двери, выбирают профессию бизнес-консультанта, специалиста по изменениям.  Конечно, это – тоже элита среди консультантов. Но все же – что это?  Случайный выбор ?

Нет. Интересно, что все они прямо связывают свою новую специальность с армейским опытом. Причем, в первую очередь – на уровне идеологии и философии обеих профессий.  Одна и та же идеология в основе и той, и другой работы. Главное, чему учат «морских котиков» - кроме естественных физических истязаний, бесконечного бега, плавания и стрельбы – это готовности к тому, что ситуация может измениться в любой момент.  Одна из самых ключевых компетенций, которой должны обладать командиры подразделений «котиков» - это способность предвидеть и хорошо подготовиться к изменениям до того, как они наступили. Вся «бизнес-модель» действий подразделений «морских котиков»  строится на этой философии.

Да, любая операция планируется и при этом просчитывается бесконечное количество вариантов. Но, при этом,  в конечном счете,  истинным остается базовое утверждение – «ни одна операция никогда не происходит в точном соответствии с планом».  То есть, как утверждал девиз наших юных пионеров (впрочем, он же – девиз американских бойскаутов, откуда, собственно, и был заимствован) – «Будь готов!» - «Всегда готов!». 

Поэтому командир «котиков» должен проделать все то, что проделывает консультант по изменениям.  Четко сформулировать цель, обозначить требуемый результат операции. Спланировать действия в десятках возможных вариантов с учетом всех теоретически и практически возможных рисков и препятствий. Подготовить команду, способную выполнить задачу. Распределить роли и снабдить людей необходимыми ресурсами и полномочиями. Добиться от них убежденности в выполнимости задачи и не давать застревать им в шаблонных способах действий и решений. И, наконец, провести свою команду к цели,- не теряя, по возможности, ни секунды. Но и, с другой стороны, сталкиваясь с новыми обстоятельствами, свято соблюдать и еще одну заповедь «котиков» - «Не нестись навстречу смерти». То есть – остановись и подумай. Измени планы. Перестрой приоритеты и задачи «команды». Дай им поверить, что новый план сработает. И тогда – снова бросок вперед…

Помнится, пару десятков лет тому назад, когда мы только начинали заниматься консультированием, наши коллеги подарили нам книгу по актуальной и модной в то время теме. Называлась она – «Learning Organization» – «Организация, которая обучается»…  Времена изменились. И изменились так, что именно изменения, их глубина и скорость, сами стали квинтэссенцией нового времени, экономики «new normal».  Поэтому далеко не случайно появление в рядах консультантов «морских котиков». И это  время требует чтения новых книг. Их уже написаны сотни, но объединить их стоило бы под одним названием – «Changing Organization» -«Организации, которые умеют меняться».