Форма поиска

Вы здесь

Прибыль - дура, оборот - молодец!

Такую фразу - переиначивание высказывания знаменитого А. Суворова - мы услышали недавно от одного из наших заказчиков. И очередной раз поразились, как по-разному владельцы бизнесов относятся к финансам.

В большинстве компаний ориентация больше идет на результаты по последних строчек P&L (отчет о доходах и расходах). От них рассчитывается мотивация топов и дивиденды собственников, от них планируется бизнес. И это - классика современного подхода. Этому учат в школах МВА и на семинарах по управлению финансами. И все было бы хорошо, если бы постоянно не задавались наши предприниматели вопросом: «Прибыль есть, а денег нет». 

И потому не случайно, как в начале 90-х, так и с приходом кризисов все чаще приходится видеть возврат к тому способу работы с финансами, который был характерен еще для купцов Средневековья или предпринимателей 19 в. Не знали они темы начисления, а жили в простом движении денег: прибыло-убыло. И если сверху что-то оставалось, это и был их финансовый результат.   Как сказал один наш заказчик: «Реальная жизнь бизнеса все равно идет на основе движения денег, остальное - бумажные расчеты. Поэтому прибылью мы будем считать не то, что получилось по бумаге, а то, что реально осталось в качестве свободных денежных средств после уплаты по всем обязательствам. И от этой величины будем рассчитывать и свои дивиденды, и мотивацию топов, и формировать бюджет развития бизнеса.»  

Однако, не только общий принцип подхода к финансам различает сегодняшних собственников бизнеса. различают их еще и приоритеты. И если одни говорят о чистой прибыли, то другие ориентируются на ЕБИТДА, а третьи вообще интересуются только маржой. Но есть и такие, которые говорят то, что мы услышали недавно: «Прибыль - дура, оборот - молодец!» «Нам важно», - говорят они, - «Захватывать рынок, сохранять свое место на нем, не терять долю.  Это и есть настоящий бизнес.  А прибыль - лишь следствие принимаемых нами решений по расходам. Она - величина расчетная, техническая, а не сущностная для бизнеса».

Что ж, господа бизнесмены, вам выбирать! Нет здесь общего правила (если только вы ее не подошли к теме публичной компании). Можно и так, и так, и так управлять финансами в своем деле. Так или иначе задавать финансовые приоритеты. Важно лишь одно, не просчитаться! А вот чтобы этого не произошло, все равно вам будут полезны все классические инструменты управленческого учета: и отчет о движении денежных средств, и отчет о прибылях и убытках, и баланс.    

Хорошего вам бизнеса в тех его координатах, которые вы выбираете для себя!