Форма поиска

Вы здесь

Стратегическое и оперативное управление бизнесом

В самом общем определении целью оперативного  управления бизнесом является достижение максимальной его эффективности, т.е. повышение «коэффициента полезного действия» работающей бизнес-организации. Оперативное управление должно с наибольшим эффектом увязать в одно целое все коммерческие составляющие бизнеса: эффективную закупку, оптимальную логистику, задействование всех возможных каналов продаж и продвижения продукта, а также грамотно поддержать эти коммерческие процессы административными и финансовыми ресурсами.   

Цель стратегического управления ортогональна: это - достижение долговременной стратегической устойчивости компании. 

Институциональное разделение оперативного и стратегического управления бизнесом является закономерным следствием роста и развития самого этого бизнеса. Малый бизнес вполне успешно справляется с решением стратегических задач в рамках своей повседневной операционной деятельности. Большому же бизнесу, как справедливо говорил один из руководителей, нужно очень много времени для того, чтобы, подобно большому кораблю,  изменить направление своего движения.  

Типовыми  предпосылками  выделения стратегического управления в самостоятельную  задачу являются:

  1. Отход предпринимателей - владельцев бизнеса - от оперативной деятельности и  формирование  контура корпоративного управления - Совета Директоров или Наблюдательного Совета.  
  2. Масштабный рост бизнеса, связанный, как правило, с достижением значительных долей рынка, географическим распространением или с движением по пути многоуровневой вертикальной интеграции.

В контур корпоративного управления, принимающего на себя ключевую ответственность за стратегию развития компании, в свою очередь, входят:

  1. Собственно стратегическое планирование и контроль  исполнения стратегических задач и достижения стратегических ориентиров. Работа Наблюдательного Совета или Совета Директоров над этой задачей предполагает либо самостоятельную разработку стратегических планов, либо утверждение таких программ, разработанных менеджерами компании. 
  2. Все более важную  и самостоятельную роль в последние годы в рамках стратегического планирования приобретает риск-менеджмент, тщательно анализирующий принципы построения отношений  с ключевыми стейкхолдерами компании.
  3. Стратегические комитеты Наблюдательных Советов, как правило, курируют также работу проектных офисов, в рамках которых разрабатываются перспективные темы и программы, выходящие за пределы  повседневного операционного управления бизнесом. 
  4. И, наконец, принципиально важной оказывается также деятельность, осуществляемая в рамках комитета по вознаграждениям, задача которого состоит не только в разработке  оптимальных схем мотивации для топ-менеджеров компании, но и в поиске на рынке наиболее эффективных кандидатур самих этих топ-менеджеров.