Форма поиска

Вы здесь

Трансформация рынка труда уже началась. Но это только цветочки

Король  цифровой экономики, основатель Alibaba Group Джек Ма  призвал уделять как можно больше внимания тем, кому сейчас 30 и кому придется встречать будущее и  менять мир. А что этом плане происходит в родном отечестве, даже в наиболее прогрессивных, казалось бы, оазисах?

Один из тезисов нашумевшей лекции Германа Грефа гласит: "Когда мы проанализировали демографический состав людей, которые покидают нашу компанию, то выяснили, что это поколение Y-Z. И мы в этом не уникальны. В мире многое крупные компании сталкиваются с тем же." Лично я могу подтвердить эту тенденцию наблюдениями моих знакомых, работающих в крупных именитых компаниях: молодежь не приживается и все чаще срывается с лакомых, казалось бы, должностей в никуда. А о чем говорят цифры и факты объективных исследований?

Не так давно Сбербанк опубликовал результаты исследования молодежи, проведенное в конце 2016 года совместно с агентством Validata  на 18 фокус-группах с детьми и молодёжью в возрасте от 5 до 25 лет. Вот некоторые наиболее существенные для нашего рассмотрения особенности молодых людей и подростков.

1. Особенность первая -  самостийность и сопротивление любым формам принуждения. Формулировки выводов исследования:

  • Нет пиетета к старшим. Пытаясь добиться что-то от молодых, бесполезно апеллировать к традициям и авторитетам.
  • Слепо подчиняться они не будут: нужно объяснять, убеждать, аргументировать.
  • Каждый считает себя уникальным и талантливым; каждый поступает так, как считает правильным сам.

2. Особенность вторая – обычно используемые в бизнесе, особенно крупном, мотивационные «кнуты и пряники», основанные на зарплате и карьере, перестают работать. Формулировки выводов исследования:

  • Успех измеряется не богатством и статусом, а яркостью и разнообразием жизни
  • Мало что значат понятия «карьера» и «престижная работа»
  • Работа должна приносить удовольствие и приемлемый доход, а главное – не отнимать много времени
  • Короткий горизонт планирования жизни; главный запрос – быть счастливым сейчас, а не в отдаленным будущем

3. Особенность третья: не склонны надолго связывать свою судьбу с судьбой работодателя, а связав временно – не приемлют монотонность и хотят разнообразия деятельности. Формулировки выводов исследования::

  • Придают большое значение правильному выбору жизненного пути, много экспериментируют; долго ищут и пробуют себя на разных поприщах

4. Особенность четвертая: Ценят свободный график посещения работы.

А теперь, господа владельцы, управляющие и HR-директора – ответьте, положа руку на сердце: готовы вы принять таких работников и удовлетворить их запросы? Не сомневаюсь, что 85-90%, первых и вторых лиц, особенно из немаленьких и более 10 лет существующих компаний, – либо ответят отрицательно, либо покривят душой.

В результате мы закономерно имеем то, что имеем. Вот данные исследований, проведенных в 2015 году компанией ЭКОПСИ (диаграмма):

Что мы видим? На большой статистике по российским компаниям показано: чем более молода возрастная категория – тем меньше нравится молодежи житьё-бытьё у ее работодателей. При этом у категории сотрудников моложе 25 лет - самая низкая лояльность.

Давайте соотнесем теперь эту ситуацию с прогнозами «Центра Стратегических Разработок». А они таковы: в ближайшее десятилетие основным конкурентным преимуществом экономик и бизнесов станет человеческий капитал, борьба за который будет обостряться с каждым годом.  Значит, чем дальше в будущее – тем успешнее будут те бизнесы, которые научатся работать с сегодняшними детьми и подростками, с их критическим мышлением и своеобразной, крайне сложной для управления трудовой мотивацией.

У меня хорошая новость: те, кто научится работать с молодежью и гармонично вписывать ее запросы в систему бизнеса – не только сумеют «заполнить вакансии», но и получат невиданную прежде производительность труда. Потому что в эпоху цифровой трансформации сам характер труда будет и уже начинает меняться. Процветать станут бизнесы, в которых люди делают то, что им интересно и отвечает их внутреннему призванию. Победят те, руководители которых смогли нащупать синергию целей бизнеса и хотелок персонала. Инициативность, вовлеченность, умение критически мыслить – все, что исстари было помехой механистически организованных компаниях – станут, а где-то уже становятся залогом успеха.