Форма поиска

Вы здесь

Устаревший консалтинг: опять предлагают инструменты

В 2008 году нам довелось побывать на конференции ФЕАКО (Европейская Федерация Национальных Консалтинговых Ассоциаций) в Париже. Тема встречи была интригующей «Консалтинг должен стать другим».

О чем же говорили европейские консультанты по управлению? – Они говорили о том, что мир вокруг меняется, что влечет за собой серьезные изменения в бизнесе. А потому очевидно, что и консалтинг, как услуга для бизнеса, тоже должен измениться. Все говорили и говорили о том, что надо меняться, надо делать это быстрее, и вторили друг другу, но ни один из выступавших так и не смог сформулировать, как же именно надо измениться консалтингу, чтобы он был полезен бизнесу в новых реалиях.

И тогда дали слово Тьерри Пежо – наследнику великой автомобильной империи. И тот сказал: «Господа консультанты! Мне очень нужна ваша помощь, но мне совсем не нужны ваши инструменты. Перестаньте мне продавать сбалансированные показатели и 5 Сигма, не хочу я видеть ваши старые и новомодные инструменты, которые вы мне навязываете. Я считаю, что консультанты должны научиться помогать мне решать задачи моего бизнеса, быть мне поддержкой и советчиком в достижении моих целей».

С 2008 года прошло уже много лет. Мы много поминали г-на Пежо в разговорах с профессионалами-консультантами, но «воз и ныне там». К нам приходя клиенты, которых в каких-то вузах или на каких-то курсах научили, что есть некое секретное оружие, с помощью которого они точно добьются бизнес-успеха. Таким оружием одни преподаватели-консультанты считают бережливое производство, другие систему опционов, третьи – ребрендинг. И на плохо образованные головы современных предпринимателей валятся и валятся горы «добрых советов», за которыми пустота. Потому что нельзя внедрять бережливое производство в компании, где не распределены еще даже зоны ответственности – а именно такой запрос мы услышали от предпринимателя из Поволжья. Потому что невозможно, как бы страстно мы того не желали, внедрить систему KPI’s там, где нет еще автоматизированного управленческого учета. Потому что ребрендинг – один из инструментов коммуникации с клиентами, но наши заказчики крайне редко понимают потребности своей клиентской ниши, так с кем и о чем они собираются разговаривать?

Господа консультанты! Вы же учите тому, что надо идти от клиента, так что же вы по-прежнему занимаетесь продажей своих или известных вам менеджерских продуктов? Почему не смотрите на особенности уровня развития компании и ее владельцев? Почему не анализируете компетенции менеджмента и его готовность использовать те или иные управленческие инструменты? Почему предпочитаете сбытовую маркетинговую стратегию тому клиент-центрированному подходу, который сами воспеваете в теории?

Может быть, пора подумать о том, что и ваш консалтинг должен стать другим? И не сбивать с пути истинного бедных клиентов, которые в погоне за «единственно верным решением» и «таблеткой абсолютного здоровья» начинают потреблять то, что им грозит полным «несварением бизнес-желудка». А потом мы, управленческие консультанты, плачемся, что клиенты не верят в консалтинг…