Форма поиска

Вы здесь

Новая эпоха бизнеса: смена парадигм, смена поколений

Версия для печати 10.01.2017

17 ноября 2016 года состоялось долгожданное мероприятие Консалтинг-Центра «ШАГ» — бизнес-встреча на тему: «Новая эпоха бизнеса: смена парадигм, смена поколений». После трехлетнего перерыва был возобновлен традиционный формат встреч с лучшими представителями российского бизнеса.

Встречу открыли руководители «ШАГа» Евгений и Светлана Емельяновы, которые отметили, что «шаговские» бизнес-встречи собираются уже 12 лет. Они поделились своими опасениями по поводу организации этой встречи, первой после трехлетнего перерыва. Ведь ситуация в бизнесе сегодня непростая, проблем хватает и времени о чем-либо дискутировать чрезвычайно мало. Тем не менее, аудитория в Radisson Славянская была полностью заполнена, а значит тем для обсуждений, несмотря на кризис, накопилось много.

Что стоит за темой последней встречи? Все довольно просто. «ШАГ» собрал на одной площадке бизнесменов младшего поколения и уже давно состоявшихся предпринимателей. Собрал и на материале представленных молодежью компаний организовал интенсивное, содержательное обсуждение «прорывов в будущее». Такие встречи помогают представителям новой бизнес-эпохи набираться опыта у «старичков», а «старичкам» поспевать за переменами в нашем супердинамичном мире.

Про смену бизнес-парадигм консультанты Шага заговорили еще в 2008 году, когда стало ясно, что стремительные изменения в предпринимательстве, которые проходят в развитом мире, не обходят стороной и Россию. Со сменой поколений – все сложней. 2-3 года назад ШАГ заметил, что в отечественный бизнес пришло новое, другое поколение. Стало интересно: «А что оно, собственно, из себя представляет?» В поисках ответа был создан новый проект – «Бизнес-грабли Клуб», куда приглашаются молодые бизнесмены с еще небольшим опытом за плечами. Уже после третьей встречи пришло осознание, что новое поколение, поколение Y кардинальным образом отличается от своих предшественников. «У них те же пара рук, пара ног и светлая голова на плечах, но абсолютно другое мышление и способы ведения бизнеса. Если нашему поколению необходимы усилия для полноценного использования новых технологий, то молодые родились или выросли в этом новом, дивном мире, где информация играет первостепенную роль. Я даже не знаю, кто у кого должен учиться» – заметил Евгений Емельянов.

17 ноября 2016 года выпало на третий четверг месяца – день, когда традиционно пробуют вино нового урожая. И участникам встречи было предложено попробовать молодое вино – послушать выступления трех спикеров нового поколения. Первыми выступили основатели сети мобильных безводных автомоек Fast&Shine — Аркадий Хохлов и Олег Герасимов. Два друга – студента физфака МГУ – начали свое дело, когда учились на I и III курсах университета. Их рассказ начался с истории возникновения Компании. Олег, побывав в США по программе Work&Travel[1], узнал о технологии мойки автомобилей и самолетов без воды, после этого друзья решили заказать «волшебное» американское средство на пробу. Однако с поиском места, где его можно было испытать возникли проблемы. Администрация торгово-развлекательных- и бизнес-центров не доверяла и отказывала молодым людям. Тем не менее, площадку найти удалось – средненький ТРЦ за МКАДом. «Там в первый день мы собственноручно помыли 17 машин на парковке. Несмотря на то, что люди в большинстве своем отнеслись к безводной мойке со скепсисом, мы поняли: у нашей идеи есть будущее».

Первой серьезной и прибыльной площадкой стала парковка Lotte Plaza, где основатели Fast&Shine наконец-то нашли свою целевую аудиторию – людей с достатком выше среднего. «Там люди абсолютно иначе восприняли нашу услугу. Когда мы установили обычную цену в 400 рублей за мойку, потенциальные клиенты просто пугались и отказывались. Поэтому ценник был поднят в два раза и дело пошло как по маслу». На той же парковке Лотте Плазы Аркадий и Олег познакомились с управляющим автопарком российского представительства Walt Disney – так Fast&Shine приобрел первого известного корпоративного клиента.

Таким образом, у компании сложилось два канала продаж: парковки торговых и бизнес-центров, где продвигается бренд и корпоративные автопарки, с которых поступает стабильная прибыль. Fast&Shine моет автомобили банков, нефтегазовых компаний, служб доставки, государственных учреждений и др.

Следующим этапом в развитии предприятия Аркадия и Олега стало открытие франчайзингового направления. Произошло это очень органично. Когда бренд сети автомоек стал узнаваемым, бизнесменам начали звонить из регионов и просить помощи в открытии аналогичных предприятий. Будущим франчайзи и партнерам было предложено делать совместную закупку американского моющего средства для снижения себестоимости, ведь от этого выиграли обе стороны. Главным условием для партнеров являлось обязательство работать под брендом сети. Таким образом, первоочередными задачами стали снижение стоимости моющего средства и широкое продвижение бренда, а не зарабатывание денег на продаже франшиз или химии. В 2011 году Fast&Shine запустили свое производство моющей жидкости (формула была расшифрована и адаптирована под российские условия на химфаке МГУ), снизив таким образом себестоимость одной мойки с 200 рублей до смешных 20-30. Двукратное падение курса рубля также сыграло большую роль в развитии компании Аркадия и Олега – у них появились зарубежные покупатели. Сегодня объемы реализации охватывают страны ЕС, Сербию, ОАЭ, Израиль и Китай. Даже китайцам выгодно закупать российское средство Fast&Shine, ведь стоимость рабочей силы в России теперь ниже, чем в КНР.

В заключение, основатели сети Fast&Shine рассказали о своем мобильном приложении. Концепция была взята у Uber, то есть были созданы отдельные приложения для автомойщиков, для клиентов и, собственно, система CRM, которая является связующим элементом. С помощью приложения Аркадий и Олег решили одну из наиболее серьезных HR-проблем в своей сфере – поиск кадров, готовых мыть автомобили. Это проблема стоит особенно остро в наших столицах, где люди редко идут работать на автомойки из-за низкой заработной платы и общей непрестижности профессии. Чем удалось завлечь людей? Свободным графиком! «После прохождения однодневной стажировки и сдачи испытания, на смартфон работника устанавливается приложение, через которое он может принимать заказы. Сейчас в Fast&Shine работает много студентов, причем некоторые – из хороших именитых университетов. У нас средний чек – 1000 рублей, мойщики получают 50%. Для людей 20-25 лет — это хороший способ подработать».

Сегодня Аркадий и Олег — владельцы уже немаленького бизнеса. Они производят целую линейку специализированных моющих средств для “безводной мойки”, снизили себестоимость до смешных цен; открывают представительства по всей стране, пользуются спросом в ведущих странах Европы и Азии. Помимо основного бизнеса, основатели первой безводной автомойки в России развивают еще 10-12 проектов в различных отраслях. Одним из главных пожеланий от слушателей их выступления стала просьба не уезжать из России. J

Данила Антоновский, со-основатель самой большой в мире (!) сети мужских парикмахерских, взял слово вторым. Сеть Chop-Chop[2] была создана в 2011 году и сначала и не подразумевалась как сеть. Учредители хотели открыть всего лишь одну «штучку», однако скрытый спрос на услугу оказался настолько большим, что «штучка» развилась в целую сеть. Похоже, что мужчины ждали такого места, где можно будет подстричься, сидя на хорошем кожаном кресле, в особенной атмосфере «оголенного кирпича».

Парикмахерские Chop-Chop — уникальный бизнес, так как создан бывшими журналистами, которые воспринимают его как большой медиа-проект в сфере моды и жизненного стиля. Подход основателей сети к ведению бизнеса необычен. Чтобы высветить хотя бы одну из его граней, приведем цитату Данилы: «Нам советовали открываться на первой линии, на самых проходных улицах. На это мы отвечали: “Наша улица — Facebook”. И это правда, в основном о нас узнавали именно оттуда». Для парикмахерских Данилы Антоновского есть специальный термин – «Destination Store», то есть тот магазин, куда приходят специально, а не заходят «по пути» во время прогулки. У основателей никогда не было четкого бизнес-плана или какой-то программы, а были «многочисленные исписанные салфетки в кафе». Конечно, уже позже все эти «скучные» документы будут созданы.

Характерной чертой сети Данила называет «чистоту формата». Что здесь подразумевается? Когда трое друзей открывали первую парикмахерскую, многие советовали им начать стричь и женщин. «Это же такой кусок рынка!» - говорили они. Тем не менее, бизнесмены решили женщин не стричь, и в итоге не прогадали. «Чистота формата» позволила им сформировать свою лояльную мужскую аудиторию. При создании Chop-Chop Антоновскому и его партнерам было важно подарить своим клиентам ощущение принадлежности к «особенной истории». Все мы знаем, что потребители редко покупают «чистый» товар, всегда присутствует «что-то еще». И в Chop-Chop’ах этого «чего-то еще» больше, чем где бы то ни было. Говоря о «чем-то еще», «особенной истории», в первую очередь мы подразумеваем некую «атмосферность» и новизну бизнеса Данилы и его партнеров.

В этом году, через 5 лет после основания бизнеса, открывается 7-ая парикмахерская Chop-Chop в Москве. Специфика сети состоит в том, что московские точки принадлежат основателям, а все остальные функционируют по франчайзингу. Общее количество составляет более 75 парикмахерских по всей стране.

Сеть мужских парикмахерских Chop-Chop фактически вызвала появление целой индустрии так называемых “барбершопов”. В России сейчас уже порядка 40-50 брендов различных мужских парикмахерских. Однако пионеры этого направления конкуренции не боятся: 80-процентная заполняемость их точек не падает, а парикмахерские ближайшего конкурента стоят полупустые. Масштабирование сети Данилы происходит на собственные средства, в то время как конкуренты часто развиваются на заемные с целью «захвата рынка». Кто окажется прав –  покажет время.

Один из самых интересных вопросов был задан из зала: «А если к вам придет женщина, вы ее выгоните?». И ведь действительно, с одной стороны есть Гражданский кодекс, запрещающий дискриминацию потребителей по гендерному признаку, а с другой, есть же определенные «правила игры», а парикмахерская – мужская! В одной из региональных парикмахерских Chop-Chop возник именно такой случай – был подан иск от принципиальной женщины. Однако Данилу эта история только порадовала: «Люди в России начинают бороться за свои права. А это ведь прекрасно!» - заключил он.

Подводя итог выступления, со-основатель первой сети мужских парикмахерских обозначил цель, стоящую перед компанией – создание аналога Starbucks, только в области парикмахерских услуг. Владельцы Chop-Chop продают не стрижку волос или бороды, а «особенную атмосферу», где стрижка – только один из ее элементов.

Завершилась встреча выступлением Вадима Захарикова и Алексея Строганова, создателей сервиса «Planado» и сооснователей одноименной компании. Имея за спиной стаж профессиональных программистов, предприниматели разработали и совсем недавно вывели на рынок оригинальный инструмент для управления работой выездных бригад и специалистов. Облачный сервис «Planado» востребован во всех отраслях, где необходим удаленный контроль над мобильными сотрудниками — монтажниками, замерщиками, настройщиками и т.п. Вадим привел пример ситуации, где их сервис станет незаменимым помощником: «Вы обязали сотрудников надевать бахилы при входе к клиенту, однако впоследствии они перестают это делать для экономии времени. В дальнейшем таких «срезаний углов» становится больше. В итоге полностью нарушаются ваши технологии, стандарты и качество обслуживания».

Выступающие рассказали о функционале «Planado», о предоставляемых им новых возможностях контроля и управления, поделились своими планами на будущее. В частности, специалисты компании много экспериментируют с нейронными сетями, ищут варианты их использования для анализа и оценки фотоотчетов без участия человека. Успехи в этом направлении позволят со временем возложить на искусственный интеллект колоссальные объемы человеческих трудозатрат. Не только в обслуживании технических систем, но и, например, в контроле за внешним видом такси или в мерчандайзинге. «Planado» настолько заинтересовал участников, что сразу после выступления с бизнесменами договорились о нескольких встречах.

 

[1]
Work and Travel USA (рус. Работа и Путешествие в США) — самая популярная программа международного студенческого обмена, целью которой является предоставление студентам дневной формы обучения высших учебных заведений и средне-специальных учебных заведений возможности непосредственного участия в повседневной жизни народа Соединенных Штатов Америки через путешествия и временную работу.

[2]
To chop (пер. с англ.) – резать, крошить, шинковать. “Chop-chop» также можно перевести как «клац-клац» - звук, издаваемый ножницами.