Форма поиска

Вы здесь

Бизнес-Грабли Клуб: «Распределенная экономика» в действии

Версия для печати 21.04.2016

После длительного перерыва Консалтинг-Центр «ШАГ» возобновил проведение бизнес-встреч. В отличие от периода 2000-2009 годов на этот раз мы приглашаем поделиться опытом и показать себя бизнесменов нового поколения, которые стартовали совсем недавно. На сме­ну аудитории «Кому за 50» приходят двадцатипятилет­ние. Но и патриархи российского бизнеса не остались за бортом. Бизнес-встречи проходят под брендом «Грабли-клуб». Это означает, что, обсуждая презентации моло­дых предпринимателей, умудренные бизнесмены делятся опытом и предупреждают о тех «граблях», на которые они сами наступали на ключевых поворотах становления и развития своего дела. Вместе с тем у заслуженных биз­несменов появляется возможность «проапгрейдить» свои знания о новейших бизнес-моделях и ИТ-инструментах, которые несут в современный бизнес их дети и внуки.

На очередной встрече 21 апреля гостями были пред­ставители сетевой экономики — Алексей Мельчаков и Бо­рис Плотица, соучредители компании TRIPSTER, и топ-ме­неджер компании «ТУДА? ТУДА!» Максим Калюжный.

По закоулкам Парижа

Компания TRIPSTER предоставляет туристам экс­курсионный сервис. «Мы реформируем отрасль и созда­ем новый способ познания мира», — начертано на первой странице презентации.

— Это как? — спрашиваем.

— Мы не просто посредники, мы не агрегируем эк­скурсии, выставляя на продажу все без разбору: мы зна­комим путешественников только с такими гидами, с ко­торыми будет интересно провести время. Мы тщательно отбираем базу наших гидов. Ищем людей по-настоящему, иногда до фанатизма, увлеченных своим предметом, будь то архитектура, фотография, история или молодежные тусовки. И все они проходят серьезный отбор на умение интересно рассказать о том, что интересно им самим. Мы считаем, что за таким подходом будущее всей отрасли. Сегодня с нами сотрудничают в основном люди, никогда прежде и не помышлявшие о профессии гида: историки, журналисты, архитекторы, искусствоведы. Способ позна­ния мира, которое мы предлагаем, — через живое обще­ние с людьми, которые вкладывают в экскурсию душу, умеют за малым и незаметным показать целые миры, уме­ют по-настоящему приобщить гостей к тому, что они лю­бят сами. Разве можно сравнить такое с сухими строчками справочников, крикливыми буклетами турфирм, со стер­шимися от бесконечного повторения фразами экскурсо­вода? Профессиональные гиды уже не выдерживают кон­куренции с нами.

— Удивили! Многие бизнесмены мучаются, не зна­ют, из какого пальца высосать миссию компании, а у вас и убедительно, и просто до гениальности.

— География TRIPSTER обширна и охватывает весь русскоязычный мир, — рассказывает Борис. — За время своего существования компания провела 25 тысяч экскур­сий. В одном только Париже — 27 гидов по разным темам, готовых показать город в самых разных разрезах и ра­курсах: местная кухня, живопись, архитектура, история, молодежные субкультуры, лайфхаки, походы по маршру­там литературных произведений. Есть даже экскурсия по тайникам города, скрытым от глаз обычных туристов. Се­годня в сообщество гидов входят люди из разных стран, и клиентам предлагается 2300 абсолютно разных экскур­сий в 300 городах мира.
Для ведения бизнеса создана специальная интер­нет-платформа. При бронировании экскурсий путеше­ственники имеют возможность заранее познакомиться с гидом и убедиться, что они выбрали подходящую эк­скурсию. При этом путешест­венник и гид могут обсудить все детали в переписке на сайте еще до оплаты экскурсии. Ак­тивно работает система обрат­ных связей: клиенты оставля­ют отзывы, мы эти записи не фильтруем и не редактируем.

Соответственно люди выбира­ют гида, ориентируясь не толь­ко на интересующие их темы, но и по отзывам. Есть рейтинги гидов, есть сетевое сообщество гидов. За грубые нарушения гидами договоренностей, за неявку на встречи мы их из базы удаляем. Но такое случа­ется крайне редко.

Персонал — шесть человек работают в московском офисе, кто-то работает на удаленке. Ну а если считать со­трудниками гидов — то их в компании больше трех тысяч.

Что с экономикой? Вложений учредители пока не окупили, но уже вышли на устойчивую прибыль.

Технология продаж. Небольшую долю стоимости клиенты выплачивают фирме в качестве аванса, а основ­ная сумма выплачивается гиду на месте после экскур­сии. Комиссия с гидов, которых в компании называют «партнерами», не берется. Создана также система уче­та клиентов, перешедших от партнеров. Интерфейс для взаимодействия с партнерами позволяет им в три щелч­ка размещать на своих ресурсах ссылки на нас. Партне­ры — а мы выплачиваем им около половины от нашего заработка — получают вознаграждение со всех заказов приведенных ими пользователей при всех их последую­щих поездках.

Несколько цифр. Обращаются на сайт около ста тысяч человек в месяц, 3-процентная конверсия дает еже­месячно около 3 тысяч заказов, которые в 60% случаев превращаются в реальные экскурсии. Более половины клиентов пишут на сайт отзывы, и 95% из них готовы по­советовать TRIPSTER своим друзьям.

Как происходит первоначальный отбор гидов? Мы научились достаточно точно делать выводы о человеке по скайп-интервью и отбирать людей интересных, коммуни­кабельных, увлеченных и способных увлечь других. От­бор осуществляют профессиональные журналисты с опы­том работы в новостных программах.

В обсуждении доклада всплыли довольно любо­пытные закономерности сетевого бизнеса. Во-первых, чем больше становится компания, тем больше у нее воз­можностей для индивидуализации услуги. Соотношение прямо противоположное тому, к чему мы привыкли в тра­диционных бизнесах! Во-вторых, рост масштаба бизне­са, его оборотов не сопровождается пропорциональным ростом штата сотрудников. И далеко не всегда возникают обычные для «досетевых» компаний проблемы потери управляемости. В-третьих, наиболее критичным для роста бизнеса становится пропускная способность используе­мых информационных технологий. Поэтому, проектируя платформу и работая над ее развитием, TRIPSTER закла­дывает как минимум десятикратный запас прочности по отношению к текущему потоку задач.

«Народная почта»

Свой доклад о сервисе «ТУДА? ТУДА!» Максим Калюжный начал небольшим теоретическим введением в новую экономическую реальность. С распространени­ем информационных технологий резко снижается «ценз» выхода на рынок, понижается необходи­мый порог доверия между контр­агентами, вертикальные иерар­хические структуры уступают место горизонтальным само­организующимся единицам. На первый план выходит репутаци­онный капитал. На базе сетевых инструментов возникает фено­мен «распределенной экономи­ки» — экономики совместного пользования ресурсами, позволяющей всем участникам экономить на затратах.

«ТУДА? ТУДА!» — это сервис доставки посылок и товаров с путешественниками, другими словами, «на­родная почта».

Небольшая справка: В 2014 году граждане Рос­сии совершили почти 40 млн авиаперелетов в страны дальнего зарубежья, если бы каждый из них брал с собой по две посылки «для друга», то они бы полностью выполнили работу «Почты России» по доставке входящих международных отправлений — дешевле и быстрее почтового оператора. РБК

Наш бизнес, — продолжает Максим, — дешевле лю­бых традиционных аналогов: нет инфраструктуры, нет логистических затрат. Команда проекта состоит из 4 че­ловек. С помощью нашего сайта доставка посылок осу­ществляется быстрее и гораздо дешевле, чем в любых «доэлектронных» вариантах — «Почты России», всевоз­можных курьерских служб.

Другое преимущество сервиса: в «ассортименте» пе­редаваемых посылок много такого, чего не найти в интер­нет-магазинах и за что не возьмется ни почта, ни курьерская служба. Через сайт люди просят купить лекарства, которых не достать в том или ином регионе, перевезти животных, ближе к Новому году передают друг другу подарки.

Доставляют товары и посылки не только обычные люди (туристы, любители шопинг-туров, командирован­ные), но и профессиональные путешественники — даль­нобойщики, стюардессы, проводники и даже частные авиаперевозчики. Кто-то из них видит в нашем сервисе механизм взаимопомощи и пространство добрых дел, кто-то — возможность немного заработать. «Путешест­венники» охотно принимают в качестве благодарности предложения встретить на вокзале или аэропорту, под­везти до нужного места, устроить экскурсии по незнако­мому городу, напечь пирожков в дорогу, — варианты ог­раничиваются только фантазией пользователей. При этом заказчик услуги в любом случае экономит деньги.

Главная гордость сервиса — поисковый алгоритм на сайте. «Путешественники» оставляют пункты своих мар­шрутов и даты поездок, а дальше алгоритм выстраивает маршруты на карте с учетом разных видов транспорта: самолет, поезд или автомобиль. Учитываются все горо­да по пути и даже населенные пункты в радиусе 40 км от основного курса. Если вы ищете оказию, то достаточно ввести в поиск «откуда», «куда» и примерные даты. Если нужного человека пока нет — добавляете описание того, что нужно доставить, сохраняете заявку и просто ждете уведомления о появлении подходящего маршрута. Если планируете поездку, то можете также воспользоваться поиском, чтобы найти людей, которым смогли бы помочь. Как только маршруты и заявки сойдутся — люди смогут пообщаться в чате или обменяться контактами, решить все вопросы по телефону. Нашими правилами предусмо­трен вариант, когда добровольный почтальон не получает доставляемый товар от клиента, а покупает его сам. Для особенно переживающих пользователей мы подготовили договор, который стороны могут заключить, чтобы обезо­пасить себя при перевозке.

Именно благодаря алгоритму уже в марте 2014 года сайт привлек многих пользователей, а на текущий момент мы приближаемся к 20 000 зарегистрированных пользова­телей. Сегодня к нам ежемесячно поступает более 500 за­явок. Главное, мы регулярно получаем огромное количе­ство приятных отзывов от людей, которым помог сервис.

Сервис не участвует в переговорах и не предоставляет гарантий, но в каждой точке принятия решений сайт выдает рекомендацию по безопасности. Будьте внимательны, — призываем мы пользователей, — и доверяйте только тем, в ком абсолютно уверены! Главное правило при передаче посылки — осмотр содержимого. И владельцев посылок, и тех, кто их передает, мы просим не стесняться просить и давать копии билетов и паспортов. С любыми сомнения­ми можно обратиться к онлайн-консультанту на сайте.

Мы были первопроходцами, и сейчас, когда создано много аналогичных сервисов, мы остаемся крупнейшими по масштабам в России и в мире.

С сайта ТУДА?ТУДА!: Благодаря Вашему серви­су мой телефон, забытый в аэропорту г. Лима в Перу, благополучно вернулся домой! Я была ужасно огорчена потерей, всю дорогу домой я только и думала о том, что все 7,5 тысячи фо­тографий безвозвратно утеряны! Вы оказались моей единственной надеждой и возможностью связаться с добрыми и отзывчивыми путешест­венниками, которые безвозмездно (категориче­ски были против вознаграждения) оказали мне помощь! Спасибо огромное! Великолепная идея! Я также рада прийти на помощь! Юля.

Становление проекта проходило нелегко. Первые два года сервис работал бесплатно и рассматривался ско­рее как социальный проект. Сейчас готовится большое обновление площадки и внедрение услуги «безопасная сделка», в которой появляется возможность зарабаты­вать с каждой транзакции, прошедшей через сайт. Полу­чится здесь прибыльный бизнес или нет — время покажет.

Понятно, что с распреде­ленной экономикой будут отча­янно бороться и вытесняемые ею посреднические бизнесы, и государство, озабоченное вы­ходом новой реальности из-под контроля. Какова вероятность выдержать этот отпор? — Вспо­мните, какое буйство скандалов было и продолжается вокруг Uber! Но при этом капитализация этой компании продолжает расти и составляет на сегодня 68 млрд долларов. Новая экономика прошла точку невоз­врата, и никакое сопротивление уже не погасит эту волну.

Однако нужно быть бдительным. Быть первопроход­цем намного рискованнее, чем следовать за лидером.

По завершении доклада предприниматели из TRIPSTERа с ходу предложили коллегам из «Туда? Туда!» установить партнерские отношения, интегрировав их ин­формацию о будущих маршрутах путешественников с ба­зой предложений по экскурсиям. Докладчики договори­лись встретиться и обсудить идею более детально.

Заметки наблюдателя

  1. По двум последним встречам можно сделать вывод: нередко истории бизнесов «нового поколения» начинаются с хобби или какой-то личной бытовой про­блемы: сначала сделали это для себя, потом для друзей, потом нас попросили... У многих новых предпринимате­лей, в отличие от предпринимателей 90-х, изначально не было задач и амбиций создавать бизнес: все начиналось не с решения, а с того, что на гребень волны их выносил Его Величество Случай.
  2. Впечатляет легкость, с которой могут интегриро­ваться в партнерские союзы сетевые бизнес-проекты. Мо­лодым предпринимателям не требуется ни историй друж­бы с детского сада, ни долгих переговоров и взаимного прощупывания. Это наглядно подтверждает тезис идео­логов сетевой экономики о снижении за счет интернет- технологий порога необходимого доверия в бизнесе.