Форма поиска

Вы здесь

Бизнес-Грабли Клуб: «Голод» спасает от голода

Версия для печати 14.09.2016

«Бизнес-Грабли Клуб» — это встречи бизнесме­нов разных поколений в Консалтинг-Центре «ШАГ». Обсуждая презентации молодых предпринимателей, умудренные бизнесмены делятся опытом и преду­преждают о тех «граблях», на которые они сами на­ступали на ключевых поворотах становления и раз­вития своего дела. Вместе с тем это возможность заслуженным бизнесменам «проапгрейдить» свои знания о новейших бизнес-моделях и IT-инструмен­тах, которые несут в современный бизнес их дети и внуки. 14 сентября свою необычную историю рас­сказал молодой предприниматель Алексей Овчинни­ков («Голод»). Это уже шестая встреча, и в шестой раз молодежь продолжает удивлять аудиторию но­визной идей и изобретений. Как будто, однажды на­чавшись, продолжается парад бизнесов, большинст­во из которых не имеет близких аналогов ни в стра­не, ни в мире.

Алексей Овчинников.

«Голод» — один из многих моих бизнес- проектов. Четыре из них успешны и твердо стоят на ногах, около двадцати были неудач­ными. «Голод» появил­ся недавно. Сегодня он невелик и убыточен, но я связываю с ним большие на­дежды.

Путь к идее лежал, что называется, через мой соб­ственный желудок. Сидишь иногда в офисе, и вдруг так поесть захочется, прямо вынь да положь! Заказать что-то с доставкой — слишком долгим и мучительным будет ожи­дание. Идти в кафе — тоже времени займет изрядно. Брать с собой — для мужчины в этом свои неудобства, разве что кто-то из родных позаботится. А кушать хочется прямо сей­час! Что, если для таких, как я, создать систему быстрой, в течение нескольких минут, доставки еды по заказу? И мы сделали это! Весной 2016 года мы запустили «Голод».

Норматив нашей доставки — 8 минут. От первого приступа голода до обеда на столе 8 минут проходят без­болезненно и незаметно. За счет чего стало возможным укладываться в норматив? Что побуждает клиентов де­лать повторные заказы?

Во-первых, меню. Русская традиция — садиться обедать всей семьей и есть то, что на всех хозяйка приго­товила. Кафе, рестораны, привычка к большому выбору блюд — это уже что-то вторичное, навязанное рынком, конкуренцией, современным стилем жизни. Мы верну­лись к истокам и использовали своего рода «антименю»: клиенты выбирают не то, что хотят, а то, чего не хотят. Путем вычеркивания блюд при первой регистрации в мо­бильном приложении. То есть заранее соглашаются на любые, кроме вычеркнутых, блюда из списка. Отсюда — колоссальный выигрыш во времени: клиент еще ничего не заказал, а машина с его ланчем уже в пути. Лишив клиента выбора, мы не могли не вознаградить его каче­ством. Блюдо должно быть вкусным! Изучили три-четы­ре десятка кухонь, кафе и ресторанов и выбрали то, что нужно: здоровую, вкусную и созвучную нашей концеп­ции человеческую еду. У нас два типа ланча: классиче­ский и диетический.

Вторая особенность, за счет которой возможна ско­ростная доставка, — ограниченная клиентская география. Приложение, через которое делаются заказы, настроено так, что услуга становится «видимой» и может быть ока­зана только в пределах Садового кольца. Садовое коль­цо плюс примыкающая к нему зона особенно плотной офисной застройки. Нам повезло с тем, что работающая Москва сильно уплотняется к центру. На карте города тер­ритория внутри Садового кольца — маленькое пятнышко. И людей там проживает немного. А вот плотность обита­телей в рабочее время, плотность офисов и хорошо опла­чиваемых рабочих мест — колоссальная. На этом пятачке трудятся около 2 миллионов человек. Это из 7 миллионов работающих по всей Москве! Наш электронный сервис включается на прием заказов с 12 часов и работает часа три-четыре.

Сегодня работает девять машин. За рулем — курье­ры-водители, которых мы привлекаем через YouDo. Заня­ты они в среднем по 3 часа в день. Многие договариваются на основной работе, совмещая ее с работой у нас. Места нахождения и маршруты машин распределяются пропор­ционально текущим заказам и статистике спроса. Пока машина едет, на приложение водителя сыплются заказы, сформированные компьютерным алгоритмом.

Немного о цифрах. На доставке занято 9 машин, средняя стоимость обеда 330 рублей. С момента запуска прирастаем на 25—30% ежемесячно. Заказы делает каж­дый четвертый из скачавших приложение, среднее коли­чество повторных заказов — десять. Себестоимость силь­но зависит от размера клиентской базы. Чем больше за­казов, чем плотнее они распределены, тем короче пробег машины от точки до точки и меньше затраты на доставку ланча. Пока средняя себестоимость доставки удерживает нас ниже точки безубыточности. Обслуживаем порядка ста человек в день. Для работы «в ноль» нужно в четы­ре раза больше, это наша ближайшая цель. А дальний рубеж — 8—12 тысяч обедов ежедневно. Развернув такой масштаб, мы сможем экономить не только на логистике, но и на кухне, и на упаковке.

Последняя изюминка «Голода» — предельно удоб­ное и дружелюбное мобильное приложение. Мы семь раз переделывали его, да и сейчас дорабатываем и упро­щаем. После того как большинство людей переехали в смартфоны, этот фактор стал решающим. Одно время в Москве начали разворачиваться конкуренты. У них были свои преимущества, мы завидовали качеству их блюд. Но они ушли с рынка, едва обозначившись на нем. Сломались на сложном, запутанном сервисе онлайн-заказов с его нескончаемыми подробностями и опциями. Перегружен­ность деталями бесит клиентов и сильно услож­няет им жизнь. Кто-то не может дойти до конца процедуры заказа. Кто-то разбирает­ся слишком долго и теряет желание повторять извилистый путь. А ведь без многих подроб­ностей можно обойтись. У нас нет избыточных значков, нет лишних кнопок. Все предельно упрощено. Не нужно повторять действия, которые человек совершал при под­ключении к услуге, не нужно дублировать операции. Все, что можно, смартфон делает сам, без участия человека. Через приложение заказчик может отслеживать по карте города едущую к нему машину — это дает дополнитель­ный комфорт и чувство определенности. Используем два приложения — для клиентов одно, для курьеров — другое.

Много ли остается несъеденных обедов? Изрядно. Уровень нашего прогнозирования далек от совершенства, но выход есть: угощаем курьеров, подкармливаем коман­ды других проектов.

В фокусе обсуждения перспектив проекта экспер­ты сконцентрировались на трех вопросах. Первый — со­хранение качества блюд при масштабировании бизнеса, особенно его «кухонного» звена. Второй — использова­ние дополнительных инструментов стимулирования про­даж. Третий — ценовая политика: при любой динамике платежеспособного спроса «Голод» не должен казаться людям дорогим по сравнению с другими возможностями пообедать.