Форма поиска

Вы здесь

«STARTUP and STARTDOWN: как развивать свой бизнес в кризис»

Версия для печати 02.12.2015

Стартап. Появившись совсем недавно, это слово быстро вошло в оборот. Почти каждый хоть раз да задумывался о создании собственного дела. Согласно исследованию Национальной ассоциации бизнес-инкубаторов, 80% проектов проваливается в течение первых пяти лет. Тем не менее, даже в кризис бизнес в России постоянно обновляется, дает новые ростки. Очередную бизнес-встречу мы посвятили стартапам. И пригласили в гости представителей этой группы смельчаков, чтобы они рассказали о своем опыте и о первых шагах в бизнесе.

О пользе особых экономических зон

Рассказом о ведении бизнеса в особых экономических зонах встречу открыл Евгений Цаплин, генеральный директор ЗАО «Телеком-проект». Евгений занимается программированием, разрабатывает системы автоматизации для жилищно-коммунального хозяйства и строительной отрасли.
Свой бизнес он начал в Москве, но в канун кризиса 2008 года принял стратегическое решение: перевести компанию в особую экономическую зону в г. Дубна. Именно этот шаг помог компании выжить, когда многие аналогичные бизнесы закрывались. Чем хороша особая экономическая зона? Во-первых, здесь значительно ниже налоговая нагрузка. Во-вторых, найти в Москве хорошего программиста на умеренную зарплату было практически невозможно.
В России существует большое количество ОЭЗ. В Подмосковье их две – в Зеленограде и в Дубне. Компаниям, действующим на территории особой экономической зоны, предоставляются льготы: по выплатам в пенсионный фонд и фонд социального страхования, по импорту (нулевые НДС и таможенные пошлины при условии производства в данной зоне) и т.д. Многие бизнесмены активно используют эти преимущества.
В Дубне средний уровень заработной платы ниже столичного, и можно найти хорошего специалиста за вполне умеренные деньги. «Мы платим зарплату выше средней по региону, чтобы к нам приходили только самые лучшие», - уточнил Евгений. Квалификации сотрудников достаточно для решения поставленных задач, при необходимости часть работ отдается на аутсорсинг. Ещё в Дубне есть университет, куда приезжают учиться талантливые молодые люди со всей страны. Именно университет является основным источником квалифицированных кадров в городе.
На вопрос участников, должны ли сотрудники быть прописаны на территории города, Евгений ответил: «Нет, но они должны физически ходить на работу в городе Дубна». У него было четыре суда с пенсионным фондом и с фондом социального страхования, которые почему-то требовали, чтобы сотрудники работали в конкретно обозначенном здании. Во всех случаях суд вставал на сторону бизнесмена.
Начать бизнес в ОЭЗ достаточно просто, - заметил Евгений, - пока желающих не так уж много, и возможность есть практически у каждого, подавшего заявку в Минэкономразвития. Нужно пройти первичную консультацию, собрать пакет документов, подать заявку и ждать, пока она пройдет экспертизу.

Стартап из кофейного зерна

Слово взяли молодые люди, Илья Савинов и Алексей Герман, основатели компании Torrefacto. Компания занимается обжаркой кофейных зерен и уже удостоилась стать финалистом премии РБК в категории «Стартап года».
Когда Илья и Алексей только начинали бизнес, большинство компаний, занимающихся обжаркой кофе, работали в сегменте В2В. Torrefacto сориентировалась на частных покупателей. Крупных сделок нет, но зато бизнес не зависит от одного или нескольких крупных заказчиков, а клиенты не просят отсрочку платежа.
«Бизнес – это три ноги, - подытожил свой опыт Илья, - продукт, сервис и ваши сотрудники. Мы работаем над улучшением в каждом из этих направлений ежечасно и еженощно». О качестве продукта Илья может судить уверенно: он является одним из восьми сертифицированных Q-грейдеров (специалисты по оценке качества зерна) в России, объездил практически весь «кофейный» мир.
В постсоветском пространстве сервис – основа основ любого бизнеса, - считают основатели Torrefacto. Судя по обратной связи от клиентов, компания - на правильном пути. «Не жадничай, относись к людям, как к людям, а не как к строчкам в Excel, и они сразу это оценят, почувствуют и ответят взаимностью. В России очень много порядочных людей. Часто клиенты, не оплатившие заказ или доставку, сами сообщают об ошибке и перечисляют недостающие деньги», - поделился Илья. Постоянное общение с покупателями – ключевая составляющая хорошего сервиса. В Torrefacto абсолютно все отзывы без модерации публикуются на сайте, чем основатели очень гордятся.
Особое отношение здесь и к сотрудникам. Основатели компании стараются поддерживать высокий уровень заработной платы и заботятся о том, чтобы сотрудникам было комфортно. «Общаться с сотрудниками не менее важно, чем с покупателями. Надо попытаться понять человека и узнать, что им движет. Только тогда можно получить хорошую отдачу от тех, кто на вас работает».
До тех пор пока у бизнеса мало конкурентов, делать можно все, что угодно. С появлением конкуренции компания должна постоянно искать возможность опережать других. Предоставлять лучший сервис, совершенствовать продукт. Процесс этот бесконечный, отмечает Илья, возможность внести улучшения есть всегда.
В какой-то момент основатели начали задумываться над тем, чтобы развивать сеть представителей по всей стране. Розничная доставка по России довольно дорогая, проще найти в другом городе партнера, готового принимать заказы в консолидированном виде через транспортные компании и доставлять затем по адресам клиентов в городе. Для того чтобы заинтересовать партнеров, Torrefacto делится с ними половиной чистой прибыли по заказам.

Моя философия бизнеса

В завершении встречи выступила Екатерина Крупецкая, владелец и руководитель маркетингового агентства Fenix Consult Group. Она рассказала о своих первых шагах в бизнесе, которые пришлись на 1999 год, когда ей, тогда еще молодой девушке, предложили поучаствовать в открытии нового бизнеса. Предложение было заманчивым, увлеченность партнера - заразительной, и вскоре Екатерина с головой окунулась в работу. Начались первые успехи и первые проблемы. Во всем этом был азарт, каждая новая ситуация давала толчок к новым действиям и новым идеям.
«Становление проекта пришлось на середину нулевых годов, когда вообще все бурно росло. Мы, например, стояли у истоков открытия рынка готовых исследований. Это была первая попытка работы с аналитическим продуктом. Постепенно оттачивался механизм работы, и это приносило невероятное удовольствие! Когда от интуитивно нащупанной идеи происходит переход к работающему продукту – это такой драйв, такой творческий интерес!», - вспоминает Екатерина.
К сожалению, в какой-то момент в партнерских отношениях произошел разлад. Екатерина уже была высококвалифицированным специалистом, многие компании приглашали ее на работу. Предложение о совместной работе от одного из бывших клиентов стало для нее новой вехой в развитии своего дела.
Для Екатерины первые шаги были основаны, прежде всего, на личных отношениях с клиентами. Казалось, что в сутках 36 часов, и все они уходят на то, чтобы выстроить отношения с людьми, дать то, в чем они нуждаются. Происходило полное стирание границ между бизнесом и личным пространством. «Я параллельно подбирала команду, висела на телефоне, и порой это доходило до абсурда: клиенту хочется поделиться проблемой, и он до трех ночи готов об этом говорить».
Возникали и забавные ситуации. Появляется новый проект, клиент требует срочно приехать на встречу и представить свою команду. На тот момент подходящего человека не было. Екатерина случайно прочитала резюме одного из своих агентов, работавших на аутсорсинге, и решила рискнуть. Познакомившись с человеком прямо перед встречей, она представила его как своего сотрудника – и не пожалела об этом. Проект был успешен, а новоявленный сотрудник остался в команде в качестве главного PR-специалиста.
На втором году работы началась череда неудач. На тот момент бизнес уже стал частью жизни Екатерины, и она решила, что пойдет дальше. Год прошел под девизом «Не сдамся без боя». А через 1-2 года сложилась команда, появились новые крупные задачи и новый девиз: «Быстрее, выше, сильнее».
Любой бизнес рано или поздно сталкивается с кризисами. В 2014 году, когда ушли приносившие львиную долю дохода крупные клиенты, показатели сильно упали. Было принято решение оптимизировать все процессы, заняться новыми направлениями, переориентироваться с крупных клиентов на средних и мелких. Пришлось прибегнуть и к сокращениям. Но режим жесткой оптимизации дал и свои плоды: возросла конкурентоспособность, нашлись иные модели работы с клиентами, открылись новые направления на стыке смежных услуг.
«Для меня бизнес – это способ самореализации и познания жизни. Наверняка, будут и другие истории, будут критические ситуации, которые поставят меня перед жестким выбором. Но бизнес – это мое, мне очень интересно этим заниматься».