Гендерный заряд российского бизнеса

«Гендерный заряд». Так (по аналогии с ядерным зарядом) в Консалтинг-Центре «ШАГ» называют мощь той энергии, которая скрыта в отношениях полов. Умение использовать эту энергию во благо развития бизнеса — редкий талант. Обмену достижениями и идеями в этой сфере была посвящена очередная наша бизнес-встреча, прошедшая 22 февраля.

Выступление началось с рассказа Марины Бушуевой, генерального директора компании «Скарлет», на тему: «Как укротить 60 таксистов. Женщина во главе мужского бизнеса».

Особенность бизнеса г-жи Бушуевой в том, что он традиционно считается мужским. Марина призналась, что ее всегда тянуло и к технике, и к воспитанию. И в компании «Скарлет» она смогла в полной мере реализоваться: техники вокруг предостаточно, а поле для воспитания и вовсе бесконечное. Воспитывать приходится всех: сначала приходилось воспитывать себя и конкурентов, затем персонал. И если в 1993 году, когда компания создавалась, водителями были бывшие учителя, научные работники, врачи и вся та интеллигенция, которая боролась за выживание в новых экономических условиях, то сегодня это люди менее интеллигентные и еще более сложные для воспитания. Для общения с новым персоналом пришлось осваивать новый словарный запас. Бороться пришлось и с воровством. После нескольких демонстративно–репрессивных акций стало проще: «Информация о расправах передавалась из уст в уста и все боялись». Вопрос воровства закрылся лишь после установки навигационной системы. Теперь можно точно знать где, когда и что делает водитель. Остается только ловить нарушителей и «прилюдно пороть» их.

«Прилюдная порка» в компании «Скарлет» бывает двух видов: письменная и устная. Письменная существует в виде внутреннего издания, где публикуются заметки обо всех злостных нарушителях и, напротив, результаты конкурса на лучшего водителя. Водители пытаются казаться равнодушными и к изданию, и к конкурсу, но с утра первое, что они делают — смотрят результаты конкурса. Устная «прилюдная порка» происходит на общем собрании всех водителей и генерального директора. Этими же методами Марина борется с проблемой некорректного общения с административным персоналом.

Самой большой проблемой транспортных компаний г-жа Бушуева все же считает пьянство. Марина кодирует персонал после первого запоя и увольняет после второго. Исключение из правила — электрик. Его квалификация так высока, что ему официально, без потери зарплаты разрешено уходить в запой на три дня в месяц. Сейчас он пьет только два дня. Дмитрий Агеев, генеральный директор компании «Снежная Королева», немедленнопредположил, что для электрика этот день является стратегическим запасом на всякий случай, — вдруг в последний день месяца друга школьного встретит…

Еще одна особенность работы с водителями, которую выделила Марина Бушуева, — неэффективность материальной мотивации. Различные опыты с премиями не оказали ожидаемого мотивирующего эффекта. От них отказались. Главными мотивирующими инструментами у водителей оказались амбиции (желание пересесть на более дорогие автомобили, стать персональным водителем и пр.) и жесткие штрафы.

Подводя итог выступления, Евгений Емельянов отметил, что, несмотря на кажущуюся жесткость позиции по отношению к персоналу, главной движущей силой развития компании «Скарлет», похоже, остается любовь сотрудников к своему директору. На что Дмитрий Агеев со своей стороны заметил, что это может быть любовь в духе «стокгольмского синдрома», которую, как известно, испытывают заложники по отношению к захватившим их террористам…

Развивая тему, г-н Агеев привел пример компании, в которой ситуация выглядит обратным образом: очень харизматичный и авторитарный лидер-мужчина управляет подчиненными, которые практически все — женщины. Бизнес движется за счет борьбы этих женщин за право занять позицию «любимой жены». В ситуации «Скарлет», полагает Д. Агеев, сценарий развития немного другой, но в основе стиля управления также лежит харизматичная сексуальность. Она гипнотизирует людей и используется для управления. По мнению Дмитрия, эта модель бизнеса очень эффективна. А вот вопрос этичности использования этого метода каждый такой руководитель решает сам.

Выступление Марины оказалось настолько ярким, что споры и общение на тему этого стиля управления перенеслось в перерыве к кофейным столикам. Остановить прения смог только Андрей Григорьев. Генеральный директор компании «2L» («Логика Логистики») задал присутствующим сложный и во многом философский вопрос: «Бизнес. Мужчина или женщина?» Свое выступление он начал с операционализации понятий и рассказа о нормативной базе гендерной политики в России. В Интернете нашлась Гендерная Стратегия России. Документ имеет целью повышение социального статуса женщин в российском обществе. Но, как думает г-н Григорьев, в будущем текст Гендерной Стратегии придется переписывать, и он будет призван повышать социальный статус мужчин в российском обществе. Потому что, по мнению Андрея, уже сегодня женщины в бизнесе чувствуют себя очень комфортно.

Готовясь к выступлению, г-н Григорьев провел небольшое исследование гендерной темы в своей и партнерских компаниях. В результате выяснилось: всю жизненно важную для бизнеса сердцевину менеджмента успешно поддерживают женщины. А мужчины — либо руководители (владельцы и топ-менеджеры), либо обслуживающий персонал (курьеры, грузчики, водители). Более того, в большинстве исследуемых компаний отделы «переднего края», «штурмовые отряды бизнеса» тоже по большей части состоят из женщин.

У женщин и мужчин абсолютно разные способы взаимодействия с заказчиками и, как отмечает г-н Григорьев, нередко женская стратегия ведения дел в бизнесе имеет больший успех. Получая очередное задание, мужчина будет думать над способом его выполнения. Получив аналогичное задание, женщина из имеющегося N количества шаблонов возьмет один. Да, конечно, новое задание немного отличается, но суть остается такой же.

В компании «2L» («Логика Логистики») существует серебряный переходящий кубок, который ежегодно вручается победителю в номинации «За наибольший вклад в развитие компании». Этот кубок второй год подряд получают женщины. Чтобы исключить однобокость взгляда владельцев, сделали еще одну номинацию по итогам голосования сотрудников. Выбирали любимцев коллектива. Победителей оказалось трое, и все трое — женщины.

Таким образом, резюмировал г-н Григорьев, по результатам всех исследований и срезов самыми активными сотрудниками бизнеса оказались женщины. Как следствие, в заголовке презентации должно было бы стоять не «Бизнес. Мужчина или женщина?», а «Бизнес. Женщина и мужчина».

В обсуждении выступлений Константин Надеждин, генеральный директор компании «ARTS group»(бренды Mango, Promod, Jennyfer, Castro, Pull&Bear), говорил о том, что успех бизнеса зависит не от исполнителя — женщины, а от стратега — мужчины. На что г-н Григорьев возразил, что когда человек из компании-заказчика разговаривает с его девушками, ему не очень интересно, какова стратегия развития компании, — ему важно, чтобы лично его проблема была решена.

В заключение встречи Евгений Емельянов, президент Консалтинг-Центра «ШАГ», привел несколько примеров того, как мужская и женская энергетика использовались на благо развития бизнеса.

Вывод получился однозначным: мужской и женский повседневный «сексуальный танец» несет в себе мощнейший заряд, который может и должен быть использован в бизнесе. Потому что этот заряд при неправильном обращении с ним вполне может этот бизнес разорвать в клочки.

22 февраля 2007
Разделы:
Поделиться
Поделиться
-->
en
КомпанияУслугиКейсыОтзывыВзгляд экспертаНовостиКонтактыПоискEnglish

Подписка на рассылку

Подписаться условиями обработки персональных данных

Спасибо!

Закрыть