Нестандартные модели управления людьми
Открыл встречу, прошедшую 22 марта, Александр Сивогривов, вице-президент по работе с людьми компании «Евросеть». В своем выступлении Александр рассказывал об управлении 35-тысячной организацией на всей территории России и в странах СНГ. Основная часть выступления была посвящена мотивации сотрудников. Александр считает, что адекватная материальная мотивация и использование нестандартных подходов определяют успех бизнеса в целом. Мотивационные акции в «Евросети» проводятся регулярно: г-н Сивогривов рассказал о недавно окончившейся совместной акции с компанией Samsung, участвуя в которой продавцы зарабатывали квадратные метры жилплощади, а победители получили квартиры «заработанного метража»; в апреле больше 100 продавцов, победив в одной из акций, направляются в США; а в августе этого года лучшие сотрудники станут хозяевами очередных 200 жёлтых (фирменный цвет компании «Евросеть») автомобилей.
Александр рассказал о системе обучения в «Евросети»: важно, чтобы в каждом салоне связи покупатель получал одинаковый уровень сервиса, поэтому на всей территории компании продавцы проходят обучение по единому стандарту. Учебный центр «евросетян» делает упор не только на технические знания, но и на психологию продаж. Ведь в реальной жизни покупатель может себя повести совсем не так, как в идеальной учебной ситуации. И основная задача Учебного центра – научить продавцов находить выход из любой нестандартной ситуации.
Уникальной находкой компании «Евросеть» является система внутренних коммуникаций. Александр рассказал о том, что все сотрудники розничной сети и офисных подразделений постоянно находятся в едином коммуникационном поле. Сотрудники бэк-офиса посещают торговые точки, наблюдают за работой продавцов, общаются с ними. Это позволяет оперативно корректировать механизмы бизнеса. С другой стороны, любой сотрудник компании может обратиться к любому из топ-менеджеров, если у него возникла проблема, и она почему-либо не решается на уровне непосредственного руководства.
Для большинства сотрудников «Евросеть» первое место работы, своего рода школа жизни. Чтобы сделать эту «школу» не только эффективной, но и интересной, в компании постоянно создаются внерабочие «бонусы». Например, сейчас создается карта России, на которой в каждом крупном городе будут указаны места «тусовок» сотрудников компании с адресами и контактными лицами. Как сказал Александр Сивогривов: «Чтобы люди, перемещаясь по России, всегда знали, где найти своих».
Продолжила встречу Алла Шмелева, специалист отдела технологий розничной сети «Снежная Королева», до недавнего времени директор одного из магазинов этой сети. Она рассказала о том, что осенью 2006 года в магазинах «Снежная Королева» появился товар нового направления – одежда из трикотажа и текстиля. И уж так устроен человек, что все новое у него поначалу вызывает отторжение и желание «спустить все на тормозах». Чтобы переломить негативное отношение к нововведениям и помочь персоналу освоить новый ассортимент, руководство Компании решило провести профессиональный конкурс продавцов. В течение одного дня на сцену вышли 19 команд (по количеству магазинов) и в присутствии зрителей продемонстрировали свое умение работать с товаром и покупателями. Алла рассказала, что, как и другие директора, готовила «свою» команду к участию в конкурсе. Наблюдая своих подчиненных в процессе подготовки, во время проведения конкурса и после него, Алла оценила мероприятие как успешное и очень эффективное. Желание выиграть конкурс, показать «свой» магазин с лучшей стороны, «не ударить в грязь лицом» перед зрителями придало энергии и заставило продавцов в короткие сроки (за две недели) успешно освоить большие объемы новой и непростой информации. Персонал «признал» товар, коллектив магазина заметно сплотился. К конкурсу готовились «всем миром», каждый помогал, чем мог, и щедро делился своими знаниями. С места проведения мероприятия осуществлялась прямая телефонная трансляция, и коллеги непрерывно следили за ходом игры. В результате изменилось отношение к новому товарному направлению, повысились продажи нового товара, и одновременно была решена командообразующая задача: ведь участниками были люди из разных регионов страны. Теперь продавцы готовятся к конкурсу следующего года. И даже появилась идея вызвать на состязание своих конкурентов. Но это пока только идея.
В последней части менеджерской встречи обсуждались возможности использования технологии part-time, ее преимущества и недостатки. О своем опыте работы с частичной занятостью продавцов рассказал Алмаз Ширеев, заместитель директора розничной сети «Colin’s», в этой сети работают продавцы выходного дня. Ирина Зотова, HR-менеджер сети магазинов «Интерспорт», рассказала об опыте привлечения студентов колледжей. А Любовь Бадренкова, директор по персоналу «Л’Этуаль», и Александр Сивогривов («Евросеть») рассказали о вариантах привлечения персонала центрального офиса к работе в магазине в «горячий» сезон продаж.
22 марта 2007