Форма поиска

Вы здесь

Бизнес за пределами Москвы

Версия для печати 24.05.2007

“Product, Price, Placement”. В этом базовом наборе ключевых факторов развития бизнеса “3P” – «Продукт, цена, местоположение» — расположение бизнеса играет весьма существенную роль. Где еще можно развивать свой бизнес? Этим вопросом задаются все владельцы и топ-менеджеры различных сетевых компаний. В большинстве городов-миллионников все серьезные сетевые игроки присутствуют уже давно. Куда двигаться дальше? — Разные розничные компании выбирают в ответ на этот вопрос разные стратегии. Кто-то, как «Эльдорадо», «Связной», «Беталинк», открывает магазины в городах с численностью населения меньше 50 тысяч человек. Многие сети уже вышли за пределы России и открыли собственные или франчайзинговые точки в странах ближнего зарубежья. Кто-то, как «Евросеть», планирует развиваться далее в густонаселенных азиатских странах. А кто-то, как «Красный куб», выходит на рынки Восточной Европы. В конце мая 2007г. участники очередной бизнес-встречи, организованной Консалтинг-Центром «ШАГ», обсуждали возможности, особенности и проблемы своего регионального развития за границами Москвы.

Встречу открыл Иван Подкова, совладелец и директор компании «Панфилов, Подкова и партнеры». Он рассказал о том, что происходит на рынке торговой недвижимости в регионах России. По его мнению, в ближайшее время ритейлерам станет жить лучше. Скорость роста пригодной для аренды площади опережает скорость роста оборота торговли. Это значит, что в скором времени площадей для торговли может стать больше, чем это требуется продавцам. По прогнозам г-на Подковы, если не произойдет никаких политических и социальных катаклизмов, то это благоприятное для ритейлеров время наступит в 2012 — 2013 году.

Меняется и структура площадей торговых центров. Происходит эволюция магазинов от маленьких форматов ко все более крупным. В первую очередь это связано с увеличением площадей самих торговых центров. Из-за увеличения общей площади увеличивается площадь якорных операторов. В свою очередь, это позволяет увеличить ассортимент продукции и привлечь больший поток потребителей. А чем больше площадь якорного оператора, тем выше поток посетителей у всего торгового центра и, следовательно, выше доходность остальных магазинов. Поэтому, с точки зрения девелоперов, более выгодно продавать большие площади.

В ближайшем будущем, по мнению докладчика, хуже всего придется московским розничным сетям. В 2006 году темп роста пригодной для аренды площади в регионах опередил столицу более чем на 90%. Это означает, что темп строительства торговых центров в Москве и Московской области относительно регионов замедлился.

Практически все якорные федеральные сети уже представлены в городах-миллионниках. Причем сейчас наблюдается явная тенденция их прихода в города с населением от 500000 человек. Например, в Рязани (население — 500000 жителей) меньше чем за полгода появилось два магазина «М.Видео», две «Техносилы» и два или три «Эльдорадо» форматом 3000м2. И тенденция проникновения федеральных сетей в города с меньшей численностью будет только усиливаться. Так, «Снежная Королева», «Сити Обувь» рассматривают возможность развиваться в городах с населением от 500 тысяч человек. «М.Видео», «Техносила», «Спортмастер» помимо наиболее крупных городов рассматривают в качестве возможного направления развития города с населением 100 тысяч человек. А такие операторы, как «Эльдорадо», «Связной», «Евросеть», «Беталинк» уже представлены в населенных пунктах практически любого масштаба, в том числе в городах с населением менее 50 тыс. человек.

Но по прогнозам г-на Подковы, изменяется не только масштаб городов присутствия. Меняется и сама концепция торговых центров. Раньше и девелоперам, и операторам было понятно, что если сделать на первом этаже продуктовый гипермаркет, на второй этаж «посадить» аудио- и видеотехнику, а на третьем построить кинотеатры — то все будет работать замечательно. Сегодня ситуация меняется. С одной стороны, девелоперы стали использовать специальные методики для расчета необходимых площадей магазинов-«якорей», для расчета эффективности того или иного оператора в том или ином месте. С примером такого расчета докладчик познакомил участников бизнес-встречи. С другой стороны, клиенты–розничники уже точно представляют себе не только то, какую площадь и какое место они хотят занять в торговом центре, но также и присутствие каких целевых групп посетителей и, соответственно, каких соседей-операторов они хотят видеть поблизости и в торговом центре в целом. Оказалось также, что в качестве якорного оператора могут выступать не только продуктовые ритейлеры, но и магазины товаров для дома, детских или специализированных товаров. Уже сегодня существуют примеры таких успешных магазинов, например — шестиэтажный торговый центр в г. Железнодорожный (Московская обл.).

Дискуссия о взаимодействии девелоперов, владельцев ТЦ и арендаторов вышла за грани выступления г-на Подковы и вылилась в свободный обмен опытом. Участники рассказывали друг другу о принципах выбора торговой площади в своих компаниях, о том, в каких регионах с какими сложностями столкнулись и как решались возникшие проблемы. Михаил Кузнецов, президент сети магазинов товаров для детей «Рикки-Тикки», рассказал участникам о высокой эффективности арендной ставки с процента товарооборота. Коллеги поддержали Михаила и рассказали о западных торговых центрах, где практически все торговые точки используют этот параметр расчета стоимости аренды. Лариса Меньшикова, Директор по развитию компании «Finn Flare», пожаловалась на часто встречаемую ситуацию нарушения девелопером своих обязательств по открытию ТЦ, когда на планируемую дату запуска ТЦ происходит так называемое «техническое открытие». Открываются только магазины арендаторов, а кинотеатры, детские площадки и зоны фуд-кортов, которые обеспечивают расчетный трафик, еще в течение некоторого, обычно долгого, времени не действуют.

Следующее выступление посвящалось специфике ведения бизнеса в одной из наиболее прогрессивных (с точки зрения бизнес-возможностей) бывших советских республик — Казахстане. «У жителей Казахстана деньги есть», — сказала Лиза Хамхоева, исполнительный директор Консорциума «Беркат» (Казахстан), автор презентации, — «но на территории страны их тратить негде». В Казахстане практически отсутствуют федеральные сетевые игроки. В разных районах страны есть разные небольшие сети, но их объем и оборот очень невелики. Поэтому, по мнению Лизы, российские сетевые операторы имеют высокие шансы на успех в этой стране. «Обладая накопленным опытом и финансовыми ресурсами, Вы легко можете занять прочную позицию на рынке», — утверждает г-жа Хамхоева. Главная проблема, которая может помешать стремительному завоеванию рынка, — это отсутствие торговых площадей. Привычным требованиям операторов пока соответствуют только торговые центры «Мега» в городах Астана и Алма-Ата. Но так как на новые, удобные торговые площади есть спрос, то в ближайшее время ожидается строительный бум в этом направлении.

Также российским предпринимателям стоит обратить внимание на то, что северная и центральная части страны более европеизированы по сравнению с более традиционным югом республики. Бизнесмены Северного и Центрального Казахстана активно взаимодействуют с Россией, регулярно приезжают в РФ для поиска новых методов и знаний. Южная часть страны немного больше подвержена влиянию восточных и исламских традиций. В этом регионе преобладает семейный бизнес. Основной казахский покупатель практически не отличается от российского — это женщина от 25 лет и выше.

Г-жа Хамхоева подробно рассказала об особенностях юридических форм предприятий и налоговых отчислениях в Казахстане, об особенностях общения с представителями власти и чиновниками. По сравнению с Россией бизнес в Казахстане прозрачнее, и поэтому система контроля более жесткая. Но и там остается место высокому уровню коррупции. Различаются и крупнейшие казахские города — Астана и Алма-Ата. Бывшая столица — более развитый город с более высоким уровнем жизни. Средняя заработная плата в Алма-Ате составляет $500-800, в то время как в Астане — $250.

Вообще же, будущее в Казахстане представляется радужным. В России ритейлеров ожидают очень сложные кадровые проблемы в связи с грядущим последствием демографического провала 90-х. А это значит, что стоимость персонала будет расти исключительно под влиянием естественно-экономических факторов. В Казахстане же с рождаемостью все гораздо лучше. В среднем в каждой молодой семье по двое — трое детей.

Как сказала докладчица, уровень жизни в стране неуклонно растет. Но единственным гарантом социальной и экономической стабильности в Казахстане пока по-прежнему является ее президент Нурсултан Назарбаев и его команда. Г-жа Хамхоева искренне надеется, что перспективы развития бизнеса в стране будут неизменно благоприятны как при нынешней системе управления, так и у власти–преемницы, поскольку осознание важной роли бизнеса в развитии экономики страны чрезвычайно высоко.