Форма поиска

Вы здесь

С поправкой на облачность

Версия для печати 26.01.2006

На состоявшейся в январе очередной бизнес-встрече обсуждались вечно актуальные вопросы оперативного планирования бизнеса. Что такое эффективное текущее планирование? Где должна проходить разумная граница между планом и импровизацией? Существуют ли эффективные организации, которые не планируют свою деятельность? И где тот предел, за которым не планировать уже невозможно?

Блиц-опрос участников показал, что все представленные на встрече компании практикуют годовое планирование, а значительная часть дополняет его и трехгодичными планами. Участники развернули яркий калейдоскоп планируемых показателей и используемых для оценки состояния бизнеса нормативов. Каждый получил возможность заглянуть в "плановое хозяйство" разных отраслей и увидеть там не только узнаваемые черты, но и массу непривычных деталей. Если торговая розница оперирует средним чеком и выручкой с квадратного метра, то для бизнеса услуг, который "встраивается" в розничные точки и сталкивается с разбросом цен аренды, выручка квадратного метра неинтересна, зато интересна маржа. Строителей интересует, прежде всего, срок возврата дебиторки и соотношение муниципальных и коммерческих заказов. Для инжинирингового бизнеса важна доля удержания старых клиентов. А для страховщиков ключевой параметр планирования — это сбалансированность пакета услуг, в котором не обойтись и без убыточных для компании видов страхования.

В выступлениях участников круглого стола отразилась богатая палитра подходов в технике планирования. От классических методов планирования "от достигнутого", "от производственных мощностей" или "от рыночных целей" до таких неожиданных, как, например, планирование продаж мороженого на основе прогнозов погоды. При этом, как оказалось, ошибка в прогнозе на 1 градус приводила к отклонению в прогнозе продаж до 5%. Причем существенное влияние на величину реального отклонения оказывала еще и облачность в этот день… Особый интерес вызвал также принцип "планирования от правительственных решений": В будущем году государство накачивает деньгами такой-то сектор? — Значит, надо искать свою нишу в реализации правительственных программ…

Эффект внедрения бюджетного планирования с позиции финансиста четко обозначил Андрей Гончаров (РОКСА): "Результаты от внедрения бюджетирования мы почувствовали в первый же год. Деньги стали работать быстрее, Компания — меньше брать в долг и искуснее уворачиваться от сезонных кассовых разрывов".

"Планированием в квадрате" назвал специфику планирования в логистическом бизнесе Андрей Козырев (МИГ-Логистик): "Я даже и начать планировать не могу, пока все мои клиенты не напланируются вдоволь. А поскольку планы у них никак не рождаются, мне самому приходится планировать за них их бизнесы. Считаю их рынки, их ресурсы. Они затевают новый проект, — я его просчитываю и открываю у себя новое направление. Вот так и живем…"

Критический момент планирования — прогноз поведения рынка. Обсуждая эту тему, Михаил Булушев (АВТОМИР) поделился курьезом: "Мы собираем рыночные прогнозы из самых разных источников, и все они сходятся до мелочей и подтверждают друг друга. Да вот беда: по жизни они все и всегда оказывались ошибочными".

"Если мы докопаемся до корней любых маркетинговых прогнозов, — прокомментировал ситуацию Григорий Рысин (Императорский чай), — то обнаружим там девочку, которая сидит в плановом отделе и экстраполирует на будущее цифры прошлых лет. Потом над всем этим вырастает гигантская пирамида, и на разных ее этажах ломают копья топ-менеджеры, генеральные директора и владельцы. А между тем все они уже введены в заблуждение подменой планирования прогнозированием. Задача бизнеса — управлять будущим, а не пытаться заглянуть в него через прогноз!"

Предметом острого обсуждения стала "вертикаль планирования". Михаил Булушев убежден, что результатом планирования "снизу" неизбежно оказывается вялый бюджет, расслабляющий и демобилизующий компанию. С. Емельянова (КЦ "ШАГ") заметила, что при одновременном планировании бюджетов "снизу" и "сверху", наблюдавшееся расхождение в некоторых компаниях доходило до 23%. Николай Редько (МФД), в Компании которого бюджетирование ведется с середины 90-х, поделился опытом исторических наблюдений: "Десять лет назад времена были пободрее, менеджеры поамбициознее, и планирование "снизу" не расслабляло Компанию. Теперь же "драйв снизу" пошел на убыль, поэтому собственники перешли к заданию ключевых плановых показателей "сверху". Евгений Сатыев (АВТОМИР) считает, что собирать с подразделений готовые бумажки, сводить их, а потом спорить о том, что получилось, — дело скучное и утомительное. Гораздо веселее запускать планирование как мозговой штурм, с участием всей топ-команды. "В этой живой работе рождаются планы, которые воодушевляют и в которые верят". О необходимости челночных итераций "сверху вниз" и "снизу вверх" говорили практически все участники обсуждения. Что же касается "первотолчка", то, по мнению Григория Рысина, запускать итерационное планирование нужно все-таки с "хочу" владельцев, а не с "могу" менеджеров".

В противовес этому мнению высказался Павел Поселенов (Основа): "Наверное, команда моих топов застряла в тех счастливых 90-х, когда менеджеры еще были бодры и амбициозны. Кураж столь велик, что мы, планируя исключительно снизу, задираем планку до верхнего предела разумного. Акционеров любой наш план заведомо устраивает, но для пущего азарта мы свои планы еще и перевыполняем. Сейчас, правда, команда решила перейти от годового планирования к трехлетнему, — а тут уж, хотят того акционеры или нет, а втягивать их в процесс планирования придется…"

Многие сошлись на том, что больной нерв планирования — это стадия согласования. Есть немало компаний, где с замиранием сердца ждут принятия бюджета. Этой великой битвы, в которой акционеры, генеральный директор и менеджеры сутками ведут друг с другом изматывающие торги. Против "базарного" решения вопроса по принципу "кто кого передавит" резко выступил Григорий Рысин: "Любые рыночные цели достижимы — вопрос в том, какие ресурсы для этого нужны. Если грамотно считать ресурсы, нужные для взятия запланированной планки, то и спорить будет не о чем". "Просто "бодаться" из-за цифр, не аргументируя и не вникая в детали, — поддержал это мнение Владимир Терзиев (Вещь!), — значит уводить планирование из бизнеса в область человеческих отношений. А здесь исход "кто кого пережмет" определяется не реалиями бизнеса, а тем, кто из спорящих от кого больше зависит и кто в ком больше заинтересован".

Об уникальном инструменте торга — "Стене плача" — рассказал Владимир Богданов (Евросеть). Это 40 квадратных метров стены офиса, увешанные диаграммами с самой свежей и исчерпывающей маркетинговой информацией. Наступает время утверждать бюджеты, — и торгующиеся спешат к Стене, этому месту, под сенью которого находятся аргументы в обоснование своих позиций. Евгений Емельянов (ШАГ) заметил, что аргументы и расчет в планировании могут быть как спасением для бизнеса, так и смирительной рубашкой. И привел в пример Компанию, акционеры которой захотели получить вдвое больше доходов, чем в принципе мог дать рынок, на котором действовала Компания. Менеджеры не стали спорить с заданной цифрой, а… напряглись, посчитали — и захватили смежный рыночный сегмент.

Обсуждение ситуации планирования представителями разных бизнесов и рынков неожиданно выявило тревожную тенденцию, уже обозначившую себя в 2005 году и явно склонную к усилению в году 2006: стоимость "мирного сосуществования" с государством сильно подорожала. Причем темп роста затрат на налоговую чистоту бизнеса существенно уступает росту требуемых для выживания "откатов" и подношений. Так что растущие аппетиты чиновников лучше сразу "экстраполировать по экспоненте", чтобы потом радоваться неожиданной экономии, а не искать способов срочно затыкать зияющие дыры в бюджете.

Новый поворот обсуждению темы планирования задал Андрей Гусаров (САТОРИ): "Невыполненный план — это хороший стимул для Компании и ее Владельца, перевыполненный — тоже дает повод для эмоций. А вот точное выполнение плана — почему-то погружает Компанию в спячку". Мысль подхватил Феликс Молдавский (Доходная Недвижимость): "Когда-то мы планировали таможенные пошлины и всегда ошибались. А потом я понял: от чрезмерного планирования портится характер". Феликс рассказал историю о мимолетном соседстве в гостиничном номере с немцем. По утрам иностранный сосед долго планировал свой день, по вечерам долго подводил итоги, а потом еще очень долго расстраивался. "Мы не немцы! — согласился с опытом коллеги Николай Редько, — и нам не грозит жизнь под диктовку ERP. Это другой мир, другое человечество, и нам туда не надо!" Тему обострила Елена Елизарова (Мобайл Центр), напомнив забытый исторический факт: когда Сталин увидел инструкцию пользования туалетом для немецких солдат, он сказал: "Ну, этих-то мы точно победим!"

Вторая часть бизнес-встречи открылась выступлением Григория Рысина "Планирование неизвестности".

"Императорский чай", — фирма, которую представлял докладчик, это небольшая торгово-производственная Компания, действующая на сложившемся и давно прекратившем свой рост рынке. Рыночный прогноз — как приговор: в течение ближайших 2-3 лет подобные компании неизбежно будут выдавлены из рынка господствующими на нем крупными игроками. У владельцев нет перспектив на продолжение бизнеса в прежнем направлении. Отступать некуда. Как выжить? Как увернуться от коршунов-конкурентов, день за днем отъедающих куски бизнеса? Решение, которым поделился Григорий, впечатлило аудиторию своей эстетикой. Выживать на рынке можно и в таких условиях. Надо только устремиться в достаточно узкие доходные ниши, активизировав при этом инновационную составляющую своего дела, постоянно удивляя покупателя новыми гранями старого продукта. И действовать быстро, чтобы успевать обгонять подхватывающих инновации конкурентов. Причем делать все это можно планомерно и технологично.

Среди собравшихся не было человека, которого выступление Григория Рысина не задело бы за живое. При обсуждении в разных формулировках звучала мысль, что инновационные ходы — это не только путь спасения погибающих компаний, но и путь преодоления застоя в компаниях сытых и успешных. Своего рода катализатор нормального тонуса бизнеса. И полноценной жизни работающих в нем людей.

Благодарность участников встречи была искренней и дружной. Наиболее емко общую реакцию на доклад выразил Владимир Богданов (Евросеть): "Когда кто-то говорит, что цель бизнеса — это деньги, я на такого человека смотрю как на монстра. Цель бизнеса — в том, чтобы делать его с удовольствием, чтобы горели глаза! Григорий, я от души рад за людей, которые работают с Вами!"