Форма поиска

Вы здесь

Дитя двух родителей

Версия для печати

Из чего складывается эффективность корпоративного тренинга

Газета «Бизнес» №126 (510)
12.07.2006

В длинной череде корпоративных мероприятий корпоративный тренинг стоит особняком. В отличие от корпоративных празднований и прочих формальностей, он призван не столько укреплять имеющиеся стандарты и подтверждать их незыблемость, сколько служить вполне реальному делу: продвижению компании вперед. Именно поэтому корпоративные тренеры уважаемы в бизнес-среде. Именно поэтому к ним предъявляют высокие требования. И руководитель, который принимает решение о проведении корпоративного тренинга, должен не просто следовать моде и проводить тренинг, потому что все таковые проводят.

Чего боится босс "Я хочу, чтобы мои сотрудники лучше работали, я хочу, чтобы они освоили необходимые навыки",- думает директор, принимая решение о тренинге.

И приглашает тренера. Появляется небожитель- с репутацией и большим практическим опытом. Руководитель начинает нервничать: лидер сменился. А в чем, собственно, лидерство руководителя, если ему понадобился сторонний консультант? Тем более что руководитель сам не может участвовать в тренинге: таков закон субординации. Мария Черныш, арт-директор агентства "АльпСити" говорит: "Руководитель, заказывающий командообразующий тренинг, может не беспокоиться за свою репутацию.

В глазах подчиненных он предстанет продвинутым шефом, интересующимся новыми технологиями и, вероятно, посещающим отдельные тренинги для руководителей высшего звена". "Если в ходе тренинга выявлены какие-то недостатки,- считает Людмила Лунькова, президент Московского клуба предпринимателей,- это вовсе не означает, что бизнес-тренер оказался большим профессионалом, чем руководитель. Напротив, руководитель как настоящий профессионал следит за тем, чтобы компания развивалась наилучшим образом". Никакого противоречия не видит и партнер консалтингового центра "Шаг" Владимир Хомутов: "Тренер, как правило, специалист в передаче навыков, а руководитель- в применении навыков.

Действительно, есть авторитарные руководители, которые строят управление компанией на непререкаемости своего авторитета. Для них ситуация корпоративного тренинга может быть критичной. Более демократичные руководители не боятся показать, что они чего-то не умеют".

Инородная звезда Однако проблема может возникнуть не только с руководителем, но и с тренером. Авторитет может быть и раздутым, причем раздутым в глазах его носителя, который появляется в компании как special guest star и именно так себя позиционирует. Это большая беда.

Юлия Олещенко, руководитель обучающего направления КЦ "Шаг", полагает: "Тренер самовлюбленный не может решить проблем компании и чем-то помочь. С другой стороны, если тренер лишен этих недостатков и даже является высококлассным профессионалом, но от него утаили реальные проблемы и подводные камни, результат также может оказаться плачевным. Честный тренер отказывается от тренинга, если видит, что с его помощью не решить стоящих перед компанией проблем, а нужно, например, сначала разработать новую структуру или набрать новый штат продавцов".

За что вы платите? Предположим идеальную ситуацию, в которой адекватность тренера может соперничать лишь с адекватностью руководителя, да и сам персонал великолепен: готов учиться, стремиться и достигать. Осталось начать. И тут руководитель, как и всякий эффективный менеджер, начинает размышлять, за что он платит деньги и не рискует ли переплатить. Два дня тренинга - это 16 часов. По данным КЦ "Шаг"", из них каждый день будет один большой перерыв на обед (один час) и два коротких на кофе (по 30 минут). То есть минус два часа в день; всего минус четыре часа. Остается 12 часов. В начале каждого дня не менее часа будет потрачено на "разогрев" участников (специальный тренерский термин). Итого: минус два часа за тренинг. Остается 10 часов. Из них не менее 20% пойдет на теорию. Остается восемь часов на получение и отработку практических навыков. Если вы решили обучать восемь человек, то за весь тренинг одному сотруднику будет уделен один час внимания тренера. Или 30 минут в день.

Скольким новым приемам можно научиться за один час? Подсказываем: одному. При условии, что "ученик" этого хочет и у него есть необходимые способности. В среднем день корпоративного тренинга стоит $ 1000-1200. Прямо скажем, недорого. Но некоторые особенно эффективные руководители начинают торговаться.

Кроме возможной экономии, это может принести и весьма важную информацию. Мария Черныш полагает, что "в любом случае, профессионалы знают себе цену, и вопрос торговли не стоит, но, с другой стороны, всегда учитывается бюджет мероприятия и при желании находятся компромиссы".

Владимир Хомутов предостерегает, что "уверенно торгующиеся тренеры могут оказаться не совсем профессиональными учителями", а Юлия Олещенко полагает, что "сначала проверять на прочность, а потом выстраивать доверительные отношения - это сомнительная тактика. Вряд ли тренер после этого будет доверять своему клиенту". Людмила Лунькова уверена, что "есть способы гораздо лучше: например, позвонить руководителям компаний, где данный специалист ранее проводил тренинги. Тем более бизнес-тренеры обычно имеют портфолио с описанием проведенных тренингов или страничку на сайте с отзывами клиентов".

Не догма Когда решен и финансовый вопрос, есть смысл задуматься об эффективности. О КПД. Сколько нужно тренингов, как оценить их результаты? Мария Черныш полагает, что одного-двух раз в год достаточно, однако каждый раз должен быть увлекательным, интересным и новым. Тренинг должен длиться один-два выездных дня, сам тренинговый процесс совмещается с отдыхом. Эффективность тренинга Мария Черныш измеряет в абстрактных величинах: "Довольные сотрудники, вдохновленные результатами и заряженные энергией, слаженный коллектив, синергия в работе и многое другое". Людмила Лунькова подходит к вопросу более формально: "До тренинга и после проводится анкетирование, которое выясняет, как повлиял тренинг на людей, и повлиял ли вообще".

Владимир Хомутов поясняет: "Результат тренинга - "дитя двух родителей": обучающегося и тренера. Если у сотрудника нет мотивации к обучению, то даже суперпрофессиональный тренер будет бессилен. Оптимальный корпоративный тренинг длится не более двух дней подряд. Этого достаточно для отработки процедуры или нескольких навыков. Хорошие тренеры могут держать группу и в 25-30 человек, но лучше, если группа не превышает 8-10 человек: тогда тренер сможет уделить достаточно внимания каждому. Хорошо, когда есть "техническое задание": документ, фиксирующий задачи, которые призвано решить обучение.

Тогда можно сделать "замеры" до и после тренингов". Юлия Олещенко уточняет: "Можно и однодневный тренинг провести (смотря, чего хочешь достичь, к примеру на этом тренинге отрабатываются навыки установления контакта с покупателем в магазине, изучаются психологические типы покупателей), но после этого обязательно через некоторое время несколько посттренинговых занятий. К примеру, один раз в неделю минимум по три часа анализируется опыт, наработанный в течение недели, проводится разбор полетов, вспоминается материал тренинга и закрепляется на основании уже полученного опыта.

И так в течение месяца, то есть три-четыре раза. В конце можно (и желательно) провести экзамен: демонстрацию участниками тренинга освоенных навыков в ситуациях, "приближенных к боевым". Такая схема обучения дает результат. Но это дорого для заказчика, поэтому чаще всего мы делаем двухдневный тренинг и через дветри недели четырехчасовое посттренинговое занятие".

И последнее. Есть виды бизнеса, где тренинги вообще не нужны. Например, если это очень маленький бизнес.

А есть виды бизнеса, где они необходимы. Например, любые продажи. Впрочем, есть руководители, полагающие, что тренинги им не нужны. Например, Евгений Чичваркин, владелец "Евросети". Парадокс: продажи-то у "Евросети" растут. Так что каждый решает сам. Тренинг, как и марксизм, не догма.