Форма поиска

Вы здесь

Трудоголики опасны

Версия для печати Ведомости №60 (1587)
27.04.2006

Сотрудник, который дни и ночи готов проводить на работе, — мечта любого работодателя. Однако может оказаться, что вреда от него больше, чем пользы. Особенно в случае с менеджерами, за трудоголизмом которых могут скрываться неспособность делегировать полномочия и желание стать незаменимым.

Несколько месяцев назад в Московской ореховой компании в отделе продаж работал человек, который, по словам Натальи Куркиной, менеджера по обучению и развитию персонала компании, “больше всех болел за общее дело”. “Руководство поставило перед ним конкретную задачу — найти на территории Дальнего Востока второго дистрибутора, — рассказывает она. — Человек действительно старался: часами вел переговоры, причем как на работе, так и дома”. Спустя месяц оказалось, что дело с мертвой точки не сдвинулось — вместо того чтобы представить руководству хоть какие-то результаты работы, сотрудник вручил гигантские телефонные счета, а в придачу — перечень причин, которые помешали ему воплотить намеченные цели. На самом деле, как выяснилось впоследствии, работник просто не сумел грамотно организовать работу логистической службы и делегировать часть своих полномочий сотрудникам компании в регионе. “Мы даже дали ему месяц отсрочки, чтобы заключить контракт, но ситуацию это не спасло — дистрибутора усердный сотрудник так и не нашел”, — сетует Куркина.

“Если человек трудоголик, то рано или поздно он оказывается ограниченным своими исключительно физическими способностями к работе”, — комментирует Борис Рохин, консультант хедхантинговой компании Ward Howell International. “Одни могут превосходно выполнить проект за 24 часа, полагаясь только на себя, другие — за считанные часы, правильно распределив обязанности подчиненных”, — добавляет он. “Есть также категория трудоголиков-перфекционистов, — добавляет Ольга Суворова, управляющий партнер компании Suvorova & Partners Executive Search. — Это люди, которые стремятся достичь во всем совершенства и считают, что лучше них работу никто не сделает”.

“До недавнего времени у нас такой сотрудник работал, — рассказывает Натэлла Бармакова, HR-директор крупной строительно-инвестиционной компании. — Он возглавлял службу заказчика и имел в подчинении 16 человек. Делегировать полномочия совершенно не умел и, если у менеджера возникали проблемы с проектом, весь груз обязанностей брал на себя”. В результате если работа над выигранными тендерами шла успешно, то перспективные объекты, которые также нужно было оценивать и предлагать компании, провисали. По мнению Бармаковой, человек в один момент просто “захлебнулся”. Но поскольку терять его руководство не хотело, работнику предложили взять до 10 мая отпуск и “всерьез задуматься над жизнью”.

Опасность трудоголизма не только в том, что его причиной может быть неспособность распределять свое время или задания. Усердный сотрудник, даже если у него нет этих скрытых недостатков, рано или поздно становится все более незаменимым, отмечает Юна Скобликова, директор консалтинговой компании Green Street. “В случае кризиса, например нервного перенапряжения, нового срочного проекта, своего увольнения, ущерб для компании может быть значительным”, — говорит она.

Подстраховаться от такого развития событий можно, если перераспределять обязанности людей из смежных подразделений, полагает ведущий консультант консалтинг-центра “Шаг” Юлия Капитанчук. “Чтобы результат работы по исследованию рынка не зависел только от маркетолога, часть его функций может взять на себя директор по рекламе”, — считает он. Или заранее готовить трудоголикам замену. “Иногда начальники говорят таким людям в лоб: “Пока не воспитаешь себе преемника, не получишь повышения”, — признается Капитанчук.А Евгений Юртайкин, менеджер проекта исследовательско-консультационной компании “Альт”, считает, что лучший способ избежать кризисной ситуации — повнимательнее относиться к процедуре отбора кандидатов на повышение. “Трудоголики-менеджеры замыкают большинство задач на себе и не способны к распределению полномочий среди своих подчиненных”, — напоминает он.

Впрочем, к счастью для работодателя, нередко сотрудники лишь ловко имитируют чрезмерное трудолюбие. “Можно, конечно, расстегнуть верхнюю пуговицу, положить галстук на плечо и засучить рукава, — говорит Рохин из Ward Howell. — Но это маска, позволяющая человеку продавать себя лишь короткое время, максимум полгода”.