Форма поиска

Вы здесь

Приложение к информационному бюллетеню КЦ ШАГ "Жизнь бизнеса"  № 4 (4) 2017

Торжество информационных технологий: картинки с выставки

В сентябре 2017 года нам удалось принять участие в работе трех конференций по информационным техно­логиям: «ИТ-аутсорсинг 2017» и «Оптимизация ИТ-инфра- структуры» (организатор экспертно-аналитическое агент­ство «Tadviser») и «Облака 2017: проблемы и перспективы» (CNews). Основная задача этого Приложения — делить­ся знаниями, которые удается обрести, вникая в новую, но определяющую судьбы рынков и бизнесов область со­временных ИТ-инструментов. Итак, чему научили эти кон­ференции?

Информационные технологии в малом и среднем бизнесе: сегодня и завтра

«Что для крупных компаний уже рутина, то для мало­го и среднего бизнеса — экзотика». Так охарактеризовал ситуацию с использованием современных технологий в ма­лом и среднем бизнесе (МСБ) один из экспер­тов. Такие привыч­ные для «зубров» ин­струменты, как WMS (системы складского учета), BI (средства бизнес-аналитики) или Web (облачные сер­висы), используются сегодня лишь в самых продвинутых компаниях небольшого калибра. В целом для российского рынка характерна ситуация недовостребован- ности предлагаемых технологий, как бы их избыток по от­ношению к сложившемуся на сегодня спросу. Одна из при­чин — недостаточная осведомленность и, как следствие, не­доверие возможных заказчиков. Наиболее значимую роль фактор неинформированности и недоверия играет как раз на поле малого и среднего бизнеса. Вот несколько главных выводов по итогам конференций, которые могут быть по­лезны руководителям и владельцам малого и среднего биз­неса.

  1. В целом первые лица МСБ сегодня не готовы фор­мировать квалифицированные запросы на новейшие техно­логии, поэтому ключевой фигурой, влияющей на принятие решений в области внедрения новинок, часто оказывается ИТ-директор. При этом успех в использовании технологий для достижения конкурентных преимуществ — это вопрос не только компетентности ИТ-директоров, но и их лояльно­сти, инициативы и реальной мотивации, которая не всегда совпадает с интересами развития бизнеса. Соответствен­но, можно сформулировать две рекомендации. Во-пер­вых, срочно нажать на самообразование. Вникать в суть и возможности технологий, читать, смотреть видео, посе­щать конференции, беседовать со знающими больше до­веренными людьми. Следить за тем, что внедряют крупные компании: их аналитические отделы обычно внимательно следят за развитием ИТ-отрасли и не зря едят свой хлеб. Во-вторых, полезно внимательнее присмотреться к своим ИТ-директорам: сами-то они стремятся к профессиональ­ному (не путать с карьерным!) росту? Следят ли за новинка­ми в области технологий? А главное — горят ли желанием сделать вашу компанию лучшей и оснащенной по самому последнему слову бизнес-техники? С проблемой мотива­ции ИТ-директоров связан самый впечатляющий вывод, который можно вынести из дискуссий на конференциях. Что можно видеть в сегменте небольших компаний на сего­дня? Многие владельцы и топ-менеджеры в возрасте 45+ не склонны лезть в ИТ-сферу и учиться хоть как-то ори­ентироваться в ней. А многие руководители и сотрудники ИТ-подразделений, особенно тоже 45+, нередко склонны саботировать ИТ-опти- мизацию и ИТ-аутсор- синг, поскольку видят в них реальную угрозу своей карьере, статусу, положению в компа­нии. Для молодого по­коления бизнесменов и ИТ-специалистов это уже не столь харак­терно. Поэтому третья рекомендация — ищите на рынке и продвигайте на топовые позиции в ИТ тридцати-сорокалетних — молодых, увлечен­ных, не растерявших энтузиазм юности.
  2. Одно из распространенных проявлений сознатель­ного саботажа технологического обновления: это некор­ректный, «нечестный» учет стоимости владения собствен­ной ИТ-инфраструктурой или штатом программистов. Не­редко в такие расчеты вмешивается «ведомственная» заин­тересованность разных подразделений, не имеющая ничего общего с интересами бизнеса в целом. И для того, чтобы экономически обосновать тактику «пусть все останется как есть», учитываются только очевидные, лежащие на поверх­ности затраты при текущем положении дел. И делается вы­вод о том, что инновационный проект — вреден, нерента­белен, не окупаем. Иногда же кривые расчеты проистекают не из того, что люди «не хотят», а из того, что «не могут». Ведь чтобы корректно просчитать стоимость владения ИТ-активами, нужно учитывать множество трудноуловимых затрат, не видимых невооруженным глазом и «размазан­ных» по всей компании.
  3. В целом, несмотря на недостаточную осведомлен­ность бизнесов о возможностях современных технологий, осведомленность эта все же быстро растет. Руководители и ИТ-директора крупных и наиболее передовых средних компаний, рискнувшие освоить новое, проходят через успе­хи и неудачи, накапливают опыт, делятся этим опытом с кол­легами. Как результат, поставщики ИТ-решений отмечают в своих выступлениях, что за последние полтора года квали­фикация их заказчиков разительно выросла: они активнее вовлекают в формирование ТЗ ИТ-специалистов, тщатель­нее анализируют реальные потребности бизнеса и имею­щиеся в компании ресурсы для инновационных проектов. ТЗ становятся более грамотными и конкретными в части требований как к функционалу, так и к техническим харак­теристикам новых ИТ-инструментов. Бизнесы шаг за шагом учатся тому, как вести внедренческие проекты, с чего начи­нать в первую очередь, а что лучше отложить на потом, как дисциплинировать и контролировать аутсорсера и страхо­ваться от его возможной недобросовестности, как быстро и безболезненно адаптировать персонал к новым рабочим местам и изменившимся функциям.
  4. На рынке все отчетливее обозначается тренд: круп­ные ИТ-компании начинают осваивать «непрофильные» компетенции, вплоть до хед­хантинга или покупки ауди­торских, рекрутерских и т. п. компаний. Это связано с тем, что внутри падающего в це­лом ИТ-рынка быстро растет сегмент аутсорсинга автома­тизированных бизнес-процес­сов: управление персоналом, бухгалтерия, логистика и пр. При этом ни одна компания, в том числе и мировые ИТ-ги- ганты, в условиях быстро рождающихся технологий не имеют полного набора всех ИТ-компетенций и экспертиз. Что же тогда говорить о малом и среднем бизнесе? Даже при самой блестящей постановке обучения и переобучения ИТ-персонала увели­чивается разрыв между «потолком» доступной для бизне­са собственной ИТ-экспертизы и тем уровнем экспертизы, который требуется для мониторинга новинок и всеобъем­лющего контроля за подрядчиками и аутсорсерами. Это — реальная проблема для предприятий МСБ, острота которой будет только нарастать.
  5. Тактика успешного внедрения новинок в СМБ — это, как правило, «путь быстрых успехов»: руководителю и ИТ-директору сегодня необходимо найти способ бы­стро и ценой относительно небольших вложений получить очевидный для всего коллектива результат, будь то рост продаж, дополнительная прибыль или дополнительные удобства и комфорт в работе. Каждый такой шаг работает на снижение сопротивления новшествам со стороны персо­нала. И уж совсем замечательно, когда этот шаг приносит деньги для инвестиций в следующий шаг технологического развития.
  6. По мнению российского отделения аналитическо­го агентства Forrester, только к 2021 году окончательно прояснится, какие из выброшенных в 2017 году на рынок
    облачных сервисов и иных технологий реально работают на бизнес и с какой эффективностью. Означает ли это, что нужно дождаться 2021 года, прежде чем внедрять что-то радикально-инновационное? Нет. Скорее, это — вопрос не­легкого выбора. Кто удачно рискнет — будет пить шампан­ское. Кто рискнет неудачно — будет утирать горючие слезы, но получит шанс извлечь из попытки неоценимые уроки. А кто не рискнет — будет глотать пыль из-под копыт уле­тающих за горизонт конкурентов.

Рынок облачных сервисов - что полезно знать о нем первым лицам малого и среднего бизнеса?

Часть российского бизнеса, рискнувшая «взлететь в облака», осваивает потихоньку логику и принципы опти­мального состава частей переносимой в облако инфраструк­туры и логику оптимальной последовательности «мигра­ции» в облако. Нередко такая логика предполагает не один проект, а целую цепь последовательно реализуемых проек­тов, иногда отделенных друг от друга месяцами и годами. Сегодня быстро наращива­ются и распространяются опыт и методы тестирования и подстраховки каждого шага внедрения еще до прохожде­ния «точки невозврата». Что полезно знать управляющим и бизнесменам, впервые за­думавшимся о приобретении облачных сервисов?

  1. Многие уважающие себя российские поставщики облачных услуг основатель­но ориентируют и консультируют клиента еще на этапе преддоговорных переговоров или даже на этапе знаком­ства. Поэтому не стесняйтесь, знакомьтесь с игроками ИТ-рынка, встречайтесь, беседуйте, завязывайте личные отношения, делайте референс-визиты — даже если у вас и нет решимости внедрять что-то в ближайшее время. По­нимание рынка и его продуктов, которое получите от та­кого общения, — бесценно!
  2. На рынке можно найти до смешного дешевые об­лачные услуги для предприятий МСБ — ищите их и пользуй­тесь ими, хотя бы для знакомства с технологиями и в поряд­ке эксперимента.
  3. Имейте в виду, что некоторые российские постав­щики облачных услуг, в отличие от западных гигантов, в ка­ких-то ситуациях готовы гибко трансформировать услугу под потребности конкретного заказчика. И делать это даже для компаний малого и среднего бизнеса. При этом в ряде случаев, понимая реальную платежеспособность МСБ, они не берут с заказчика всю стоимость проекта, а инвестируют затраты на создание модификаций в возможные аналогич­ные заказы в будущем.

Полная версия публикации

Юрий Пахомов