Форма поиска

Вы здесь

Стратегический контроль или Третий Глаз владельца

Версия для печати

Кто из владельцев бизнеса, отойдя от оперативного управления компанией, не нуждается в контроле за действиями менеджмента? Нуждаются практически все! Тем ли курсом идет корабль, когда на его штурвале чужие руки? Соблюдаются ли те стратегические принципы и приоритеты, о которых договаривались «на берегу»? А соблюдаются они далеко не всегда.

В одной крупной розничной компании мы столкнулись с тем, что утвержденное учредителями позиционирование бизнеса в среднем ценовом сегменте, его ассортиментная политика, рекламная стратегия - были самовольно изменены управленцами. Следствием выхода в более дорогой сегмент стала потеря значительной части сложившейся клиентской ниши. За этим последовали резкое снижение выручки, переполнение складов избыточно заказанным дорогим товаром, замороженные средства собственников.

Учредителями было принято решение о возврате к исходному позиционированию, и менеджеры должны были разработать программу восстановления утраченных позиций. После того, как программа была подготовлена и утверждена, владельцы поставили перед нами задачу: контролировать реализацию этой программы.

Мы присутствовали на совещаниях менеджеров компании, курировали внедрение механизмов мотивации, внимательно отслеживали изменения в товарной матрице и все этапы разработки рекламных акций. Поначалу управленцы восприняли такой надзор «в штыки», но потом увидели большую пользу для себя:  консультанты помогали им увидеть огрехи в работе еще до того, как их обнаружат учредители. Тем самым – помогали менеджерам сохранять  перед лицом владельцев бизнеса достойный вид.

Учредители же, получая регулярные отчеты о важных для позиционирования параметрах работы компании, стали чувствовать себя спокойнее: они не сомневались, что незамедлительно получат сигнал о любом отклонении бизнеса от «заданного курса».

+++

Часто приходится наблюдать, как менеджеры, не отважившись создать собственное дело, с легкостью распоряжаются и рискуют деньгами владельцев. Им кажется, что бизнесмены не понимают, как правильно  делать их же собственный бизнес. В России, где, как известно,  ответственность  менеджера любого уровня ограничивается рамками его заработной платы, все последствия такого своеволия приходится покрывать исключительно из кармана владельцев. Чем дальше владельцы от своего бизнеса, чем продолжительнее их неприсутствие в гуще дел, – тем более нужен присмотр за бизнесом доверенными лицами.