Форма поиска

Вы здесь

Как воспитать наследника бизнеса?

Версия для печати Журнал «Свой Бизнес»
17.09.2008

Евгений Емельянов, президент Консалтинг-Центра «ШАГ», рекомендует отнестись к этому вопросу серьезно и начинать бизнес-воспитание как можно раньше

В Америке и в Европе, где история многих компаний насчитывает два десятка поколении, проблема воспитания наследника — вопрос привычный. В России бизнесу всего лишь два десятка лет. С одной стороны, это означает, что до сих пор такого вопроса не возникало, и потому культура передачи дел наследнику ещё у нас не сложилась. А с другой стороны, уже пришло время подумать и на эту тему.

Конечно, для начала нужно ответить себе на простой вопрос: хотите ли вы, чтобы наследник занимался вашим бизнесом? А затем: способен ли он к управлению? Жизнь показывает, что вопрос воспитания преемника может оказаться не менее трудоёмким, чем построение бизнеса. Наследника необходимо готовить, учить, пропитывать духом компании с младых ногтей.

У McKinsey есть исследование, в котором выделяется несколько основных факторов, которые важно учитывать при воспитании преемника. Во-первых, наследник семейного бизнеса должен его понимать. Можно привести пример с виноделами — во Франции, Италии, где дети входят в семейные предприятия с самого детства. И несмотря на это, прежде чем передать бразды правления дорогому чаду, отпрысков посылают поучиться, а иногда и поработать в компаниях другой сферы. Обычно эта практика длится не менее нескольких лет. И только после того, как потенциальный наследник выйдет на уровень топ-менеджера в сторонней фирме, доказав тем самым, что он способный управляющий, ему могут доверить и родительский бизнес.

Другим важным фактором является наличие в компании совета директоров. Это очень тонкий инструмент управления. Чем лучше он работает, тем проще наследнику будет входить в бизнес. Дело в том, что в истории любой компании есть фаза, при которой фирма развивается благодаря энтузиазму её владельца. За счёт этого компания может выйти на какой-то определённый уровень развития. Но для того, чтобы этот уровень не стал для компании потолком, помимо энтузиазма потребуются определённые навыки управления. Естественно, если на этапе передачи дел наследнику в вашей компании все бизнес-процессы уже будут формализованы, ему будет гораздо проще адаптироваться в родительском бизнесе.

В прошлом году мы запустили программу «Дети бизнеса», которая ориентирована как раз на подрастающее поколение. Там есть две категории слушателей: подростки от 12 до 17 лет и молодёжь от 17 до 21 года. Смысл программы – учить не управлению бизнесом, а как раз тому, каково быть владельцем. Ведь менеджменту научиться можно всегда, сегодня много различных бизнес-школ. Я, кстати, вообще считаю, что менеджерские программы собственникам противопоказаны.

Мы разработали программу, основываясь на практическом опыте собственников компаний. И её главная цель — обучаемый должен найти свою «тему» в бизнесе, такую, чтобы у него появился блеск в глазах. Конечно, мы помогаем и в разработке бизнес-планов, поиске инвесторов. Но наш центр не ставит задачи, чтобы каждый из тех, кто пришёл к нам учиться, стал предпринимателем, мы просто даём возможность погрузиться в атмосферу живого бизнеса. А дальше всё зависит от человека.

Что почитать:

Алан Кросби

«Наследование бизнеса. Кто продолжит твоё дело?», «Питер», 2004 год. Автор сам наследовал семейный бизнес и потому хорошо знает, как ответить на вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы ваш бизнес продолжал процветать в руках ваших детей?»ы

Саймон Вайн

«Успех или счастье? Воспитание то ли ребёнка, то ли начинающего менеджера», «Альпина Бизнес Букс», 2008 год. Название книги вполне соответствует содержанию: автор пытается ответить на вопросы, выходящие за узкий круг проблемы воспитания наследника, отчего книга становится только полезней.