Форма поиска

Вы здесь

Управленческий баланс

Версия для печати Журнал «Босс» №9, с.69
06.09.2000

"Послушай, Боб, я часто думаю — что было бы, если бы я выбрал другую дорогу?"

О' Генри, из цикла "Деловые люди".

Каждый человек в своей жизни неоднократно оказывается в ситуациях, в которых он вынужден делать выбор и принимать решение. Ситуации бывают разной степени приятности — от выбора марки машины до выбора способа наказания провинившегося ребенка, — однако и в том, и в другом случае сам процесс выбора из имеющихся альтернатив доставляет порой немалую головную боль.

Руководитель, в силу занимаемой позиции, оказывается в подобном положении намного чаще других людей — ведь управленческая деятельность, по сути, и представляет собой постоянный выбор лучшего в данной ситуации решения. И если при покупке машины правильный выбор может подсказать продавец, а в выборе наказания для ребенка ответственность за принятие решения можно вообще переложить на другое лицо (воспитателя, бабушку), то в своей управленческой деятельности Руководитель зачастую не имеет возможности даже посоветоваться или обсудить стоящую перед ним проблему выбора с посторонними.

В подобной ситуации единоличного выбора и ответственность за принятие решения высока, и груз выбора особенно тяжел. Один из возможных способов действия в этом случае — представить, что выбор уже сделан, и оценить, какие последствия ожидают Вас при той или иной альтернативе. Для того, чтобы анализ альтернатив был более структурирован и менее эмоционален, удобно использовать простой в применении инструмент — методику балансных листов, разработанную американским исследователем Р. Фишером.

Первый шаг методики состоит в следующем: на листе бумаги выписываются все альтернативные решения, а затем под каждым из них — все возможные позитивные и негативные последствия принятия того или иного решения.

Ниже приведен фрагмент балансного листа, составленного первым лицом одной компании в момент решения вопроса, продолжать ли ему сотрудничество со вторым учредителем в рамках общей фирмы или организовать собственную фирму "под себя".

N Вес последствия Альтернатива 1 Вес последствия Альтернатива 2
    Продолжать сотрудничество   Организовать собственную фирму
1.   (+) Обеспечение партнером "крыши"   (-) Необходимо получить большой кредит под новую фирму
2.   (-) Вынужден отвечать за чужие финансовые промахи   (+) Власть ("Все решаю сам")
3.   (-) Отсутствие доверия к партнеру   (-) Придется сменить уже раскрученное название
...   ..........   ........
16.   (+) Обеспечение партнером доставки продукции (транспорт)   ( -) Поиск нового офиса
17.   (+) Помещение под офис   (+) Подбор кадров под себя

Понятно, что в других ситуациях альтернатив может быть и более двух. Последствия необходимо выписывать с учетом их "знака": то, что вы расцениваете как положительный результат выбора данной альтернативы — со знаком "+", отрицательные последствия — со знаком "-".

На первом шаге особенно важно предусмотреть все возможные последствия принятия решения. Чтобы не упустить важных моментов, придерживайтесь системного подхода, суть которого в том, что любое принимаемое решение может затрагивать в той или иной мере все сферы деятельности организации:

  • цели, стратегию (например, в случае создания новой фирмы, возможно, придется отказаться от одного из направлений деятельности и переориентироваться на других клиентов),
  • организационную культуру (например, если раньше в организации спрашивали "по результату", а теперь решили ввести строгий учет прихода и ухода, то нужно быть готовым к большому сопротивлению со стороны сотрудников вплоть до "итальянской забастовки"),
  • кадры (более квалифицированные кадры потребуют большей зарплаты; в новой фирме, работающей с западными компаниями, должны работать другие специалисты, чем в работающей с российскими клиентами),
  • финансы (открытие нового направления может потребовать финансовых ресурсов),
  • поставки, производство и сбыт,
  • имидж (смена названия может привести к иному восприятию фирмы покупателями и повлиять на сбыт),
  • отношения внутри коллектива, распределение власти,
  • внешнее окружение.

Пройдитесь по всем сферам и посмотрите, каковы возможные положительные и отрицательные последствия вашего решения.

Следующим шагом методики является оценка значимости (или веса) каждого указанного плюса или минуса (обычно по 10-балльной шкале). Спросите себя в отношении каждого пункта:

  • насколько важно для меня это последствие?
  • в отношении негативных последствий: насколько велики трудности, с которыми мне придется иметь дело в этом случае?
  • в отношении позитивных последствий: насколько велика выгода, полученная мной в этом случае?

Последний шаг методики балансных листов — собственно подсчет "баланса": сложите веса последствий (с учетом знака) по каждой альтернативе отдельно, и полученный результат подскажет Вам, какая альтернатива предпочтительней. Хотя, как показывает опыт, зачастую решение принимается уже на более ранних этапах, без заключительного подсчета баллов, а иногда и вопреки получившемуся при подсчете "балансу". Просто сама процедура, дающая возможность собрать воедино и систематизировать все "за" и "против", позволяет получить "объемную" картину по каждому решению и взглянуть на ситуацию по-иному.

Напоследок хочется отметить, что методику балансных листов можно использовать и в других ситуациях: при групповом обсуждении вариантов решений она поможет собрать воедино мнения противников и сторонников, а затем совместно обсудить и взвесить варианты; в процессе подготовки к переговорам она может помочь предусмотреть все плюсы и минусы одного и того же решения для каждой из участвующих в переговорах сторон.

Вам же останется только выбрать и решить...