Форма поиска

Вы здесь

Консалтинг в России. Интервью: Светлана и Евгений Емельяновы, АСКОНКО

Версия для печати Издание «Consulting NewsLine»
12.05.2011

Светлана Емельянова — Генеральный директор, а Евгений Емельянов -Президент московской консалтинговой компании Консалтинг-Центра "ШАГ" (www.stepcons.com). В 2007 они основали АСКОНКО (www.asconco.ru) — ассоциацию, целью которой было бы оказание поддержки консалтинговым фирмам, работающим в России. Недавно АСКОНКО консолидировала данные по российскому рынку консалтинга и выпустила отчет "Российский рынок управленческого консалтинга". Как большинство консалтинговых рынков, после кризиса 2008 года российский рынок консалтинга пострадал от рецессии. Но этот молодой рынок должен восстановиться и уже демонстрирует большой потенциал развития. Во времена больших изменений на глобальном стратегическом поле боя российский консалтинговый рынок предоставляет возможности, которые следует оценить консалтинговым компаниям других стран.

1. Светлана и Евгений, консалтинг в России развивается. Какие основные особенности этого рынка, и как они соотносятся с другими европейскими рынками, например, Германии, Франции, Великобритании и рынками Центральной Европы?

Светлана и Евгений Емельяновы:

С момента начала кризиса развитие консалтинга в России, как минимум, замедлилось. Консалтинговые компании переживают те же трудности, что и их клиенты. Снизилась цена часа работы, повысилась требовательность при проведении тендеров. Заказчик хочет реализации большего объема разного вида работ за те же деньги. Число компаний, действующих на рынке, сократилось, часть заморозила свою работу и впала в состояние анабиоза, а часть была вынуждена сократить до 50% персонала. Случаев резкого роста консалтинговых компаний не замечено. Наиболее благополучным остается ИТ-сектор. Консалтинговый рынок России по-прежнему недостаточно фрагментирован. Процесс специализации компаний продолжается. Но и этот процесс в кризис приостановился. Наибольшую долю рынка занимают крупные консалтинговые компании и фриланс консультанты. На долю малых и средних консалтинговых компаний приходится наименьшая часть рынка.

2. Выделяются ли на российском рынке, как и на международных, Большая пятерка, Большие российские бренды и маленькие локальные компании?

Светлана и Евгений Емельяновы:

В ИТ-консалтинге есть крупные российские бренды (например, "Парус", "1С", "IBS"). Аналогичная ситуация и в рекрутменте, самая известная российская — компания "АНКОР". В управленческом консалтинге есть только Большая пятерка и маленькие локальные фирмы. В финансовом консалтинге и аудите присутствуют и Большая пятерка и крупные российские бренды (например, такие как ФБК)

3. Этот кризис будет длиться долго, но некоторые симптомы восстановления уже наблюдаются в Западной Европе. Наблюдаете ли вы признаки восстановления в России? Есть ли шанс, что рынок придет в норму после окончания кризиса?

Светлана и Евгений Емельяновы:

Отдельные признаки улучшения ситуации в некоторых секторах российского рынка наблюдаются. В других секторах улучшения нет, а есть ухудшение в 2010 по сравнению с 2009. Тем не менее, кризис не подтолкнул российскую экономику к структурным преобразованиям. Давление на российский бизнес последнее время существенно увеличивается, условия его функционирования ухудшаются.

4. Сокращение вмешательства государства в экономику и приватизация с одной стороны, появление крупных монополий (в энергетическом секторе, например) и интегрированных холдингов — с другой стороны. Как это происходит на самом деле и насколько это влияет на возможность консультантов работать с компаниями в России? Позволяют ли консультантам работать с крупными компаниями? Есть ли строгое разделение между частными, государственными или частично государственными компаниями?

Светлана и Евгений Емельяновы:

Значительных различий между государственными и частными компаниями нет. Никто не препятствует работе консультантов с большими организациями.

5. С 1989 года в России наблюдается развитие среднего класса, появление большого количества людей, принадлежащих к нему. Способствует ли развитию среднего класса появление таких направлений, как маркетинг, исследования "Таинственный покупатель", исследования рыночной стратегии, оценка конкурентоспособности и т.п.?

Светлана и Евгений Емельяновы:

Да, конечно. Этому учат в вузах и университетах, в разных учебных центрах страны.

6. Развиваются ли в России, также как в Западной Европе, такие направления консалтинга, как коучинг, консалтинг в области кадрового менеджмента и подбора персонала?

Светлана и Евгений Емельяновы:

В России эти направления также успешно развиваются.

7. Несколько вопросов об инновациях, исследованиях и разработках. Готов ли рынок к появлению консультантов в этой области, или исследования и разработки до сих пор являются прерогативой государственных организаций и университетов? Может ли это направление рассматриваться как сфера деятельности для частных консультантов?

Светлана и Евгений Емельяновы:

Инновации, исследования и разработки всегда были популярны в России. Развивались в НИИ, а позже и в частных компаниях. В последние годы курс на модернизацию стал официальным лозунгом российского правительства и активно внедряется, в том числе, и в государственных компаниях.

8. АСКОНКО была основана в 2007 году, а зарегистрирована в 2008. На что направлена деятельность Ассоциации? Почему иностранным консалтинговым компаниям должно быть интересно членство в АСКОНКО?

Светлана и Евгений Емельяновы:

Аббревиатура АСКОНКО расшифровывается как Ассоциация Консалтинговых Компаний. Она была основана в 2007 году тремя консалтинговыми компаниями: "Консалтинг-Центр ШАГ, 2L: Логика логистики и ИКФ АЛЬТ (Санкт-Петербург). Официально зарегистрирована АСКОНКО была в 2008 году. Основатели АСКОНКО принимают участие в ежегодных конференциях и других мероприятиях ФЕАКО с 2006 года. Ассоциация российских консалтинговых компаний (АСКОНКО) — это союз консалтинговых компаний, которые объединяют свои ресурсы для создания цивилизованного консалтингового рынка России. Члены АСКОНКО осознают, что быть лидерами успешного консалтингового бизнеса на высоко фрагментированном рынке с очень низким порогом начала бизнеса — это сложная задача. Именно поэтому наша задача, чтобы АСКОНКО стала брендом ассоциации с высоким качеством консалтинговых услуг.

С другой стороны, АСКОНКО постоянно проводит работу, целью которой является объединение с Федерацией национальных консалтинговых ассоциаций Европы ФЕАКО. Как следствие, члены АСКОНКО в своей работе обязаны следовать этическим и профессиональным стандартам европейских коллег. Это помогает развивать образ ответственных и стабильных партнеров для взаимодействий на российском рынке.

АСКОНКО стремится защищать интересы развития консалтингового рынка на всех доступных уровнях, включая государственные структуры.

Чтобы выполнить эту миссию, АСКОНКО проводит собственные мероприятия. Члены АСКОНКО регулярно встречаются на семинарах и конференциях, где у них есть возможность обмениваться профессиональным опытом. Они также имеют возможность принимать участие в различных мероприятиях ФЕАКО и использовать опыт российских и международных коллег. АСКОНКО поддерживает интенсивный информационный обмен между членами обеих ассоциаций с помощью обмена внутренними и внешними новостями консалтингового рынка.

Сильная сторона АСКОНКО — стремление к максимальному профессиональному и географическому разнообразию ее членов. Широкий спектр консалтинговой деятельности членов АСКОНКО представляет уникальную возможность для партнерских альянсов и объединяет возможности различных компаний для реализации комплексных консалтинговых проектов.

9. Если бы западные консультанты захотели развивать свой бизнес в России, какие советы вы могли бы им дать? Надо ли им открывать офисы только в Москве и Санкт-Петербурге? Или региональные офисы необходимы? Есть ли возможность начать с нуля или единственный вариант — войти на рынок со своими клиентами? Есть ли возможность создать партнерский союз с местными консультантами? Можете привести несколько примеров?

Светлана и Евгений Емельяновы:

Пусть приходят и работают. Здесь уже успешно работает множество компаний Большой пятерки в таких отраслях, как юридический консалтинг, IT-консалтинг, брендинг, тренинги и так далее.

А вот основание собственных офисов — не обязательно. Можно работать и в режиме временного офиса или через российского консультанта (например, ИФК "АЛЬТ" и Global Intelligence Alliance).

Приходить со своими клиентами — не обязательная опция. Никто не мешает разворачивать рыночную активность на месте. Пример: греческие и индийский консультанты уже обращались за помощью в КЦ ШАГ для организации промо-семинаров. Джон Ван Эйкен успешно организовал свои собственные продажи совместно с местной компанией.

10. Как банковская система работает с консалтинговыми компаниями? Сложно ли помогать клиентами с финансированием их проектов?

Светлана и Евгений Емельяновы:

Западным консультантам это проще делать в российских представительствах западных банков, большинство из которых присутствуют в России.

11. Стратегический вопрос: можно ли рассматривать Россию как платформа для начала бизнеса за рубежом? (например, как Греция для Балканского региона или Гонконг для рынков Азии)?

Светлана и Евгений Емельяновы:

Это вполне возможно.

12. В России, в Екатеринбурге, в 2009 году прошел первый саммит стран БРИК (Бразилия, Россия и т.д.). Как консультанты помогают России развивать лидерство в области коммерции на международном уровне?

Светлана и Евгений Емельяновы:

Работая с организациями, консультанты помогают им стать более интересными для западных партнеров и инвесторов. Многие российские компании на самом деле заинтересованы в том, чтобы стать частью международного бизнес-сообщества.

13. Если бы Вы давали последний совет консультантам, которые собираются выйти на российский консалтинговый рынок, какой бы он был?

Светлана и Евгений Емельяновы:

Приходите и пробуйте. Все, кто хотел, смогли это сделать. А дальше как в любом бизнесе: надо точно понимать, что и кому вы хотите предложить. Большой ошибкой наших зарубежных коллег, оказалось мнение, что само их появление будет интересно российским клиентам. Нужно точно понимать потребности российского клиента. Чем дальше, тем больше мы чувствуем у наших клиентов нарастание потребности в специализированном экспертном консалтинге (например, инжиниринг, строительство, сельское хозяйство и так далее). Все более важную роль начинает играть бенчмаркинг. Поэтому АСКОНКО ищет любых партнеров в этой сфере.

Светлана и Евгений, спасибо Вам за советы и будем надеяться, что они окажутся полезным для тех, кто обратится в АСКОНКО, чтобы начать работу в России.

Words collected by Bertrand Villeret

Editor in chief, ConsultingNewsLine

http://www.consultingnewsline.com

Tel : 33 (0) 2 53 76 03 46 Cell : 33 (0)6 98 99 21 16

Bvilleret2@aol.com