Форма поиска

Вы здесь

Сим победим!

Версия для печати Издание «Жизнь Бизнеса» № 6 (72)
01.12.2012

Дракон сделал свое дело, Дракон может уходить… Честь и хвала уходящему году, он и вправду, как Дракон, при взгляде со стороны кажется невероятно-сказочным. Хотя бы уже потому, что в условиях всемирного вялотекущего кризиса большинство известных нам компаний продолжали активно развиваться. Строили, как в сказке, планы на перспективу, в которые упорно закладывали высокие темпы дальнейшего роста. Бились за эффективность и на деле повышали ее. Отрабатывали новые возможности, появлявшиеся на динамично менявшемся рынке. Не обращали внимания на происходящее в окружающей реальности, как будто бы это их и не касалось - ведь сказка и жизнь не пересекаются…

В результате неустанных трудов за год Дракон слегка пообветшал, потерял за ненадобностью крылья, пару лишних голов, чешую и прочие мелочи. И - приготовился к перерождению в своего ближайшего родственника, Змея. Существо уже не такое сказочное, но гораздо более приземленное. Которое, кроме физиологии, роднит с Драконом, пожалуй, лишь то, что он тоже вызывает у людей безотчетный страх.

Как это ни странно, у Змея с бизнесом оказывается гораздо больше сходных черт в сравнении с другими зодиакальными символами. И прежде всего это, конечно, характер отношения - что к Змею, что к бизнесу - нормального среднего человека. Отношение, содержащее в себе смесь гадливости (да ведь Змей - он и есть Гад) и страха. Нечистое это дело - заниматься бизнесом, считает средний наш человек. И готов с легкостью приписать бизнесу любые гадости, невзирая ни на бревна в своем глазу, ни на то, что происходит в действительности. Да, конечно, прижатый к стенке фактами средний человек не будет, в конечном счете, отрицать пользу, приносимую бизнесом. Хоть кто-то и хоть как-то ловит мышей в этой стране. Но все же… Что-то в этом деле не так… Лучше уж, как от Змея, держаться от бизнеса подальше… А еще лучше - поближе к тем местам, где нет мышей, но бывают приятные подарки и подношения за в общем-то необременительные услуги…

А вот процесс "ловли мышей" дается человеку бизнеса весьма непросто. И для того, чтобы он удавался, нужно обладать значительным количеством чисто Змеиных компетенций. Ключевые из которых, традиционно приписываемых Змею, таковы.

Хладнокровие. Конечно, без эмоций и без страсти бизнес не сваришь. Но в критических ситуациях - а им в бизнесе нет числа - без хладнокровия пропадешь. Умение сохранять трезвую голову, способность к анализу и просчету только и спасает настоящих предпринимателей в острых ситуациях. А поскольку регулярное повторение - мать учения, трудно встретить истинного предпринимателя, не отличающегося хладнокровием, когда вокруг начинает реально припекать.

Гибкость. Змею никак не назовешь бесхребетным существом. Жизнь заставила нарастить ее столько позвонков, что мало не покажется. И действительно, те, кто прожил в бизнесе хотя бы два-три года, не говоря о десятилетии, быстро начинают понимать, что без навыка "извиваться ужом" вряд ли можно добиться хоть какого-то успеха. При непрестанном изменении правил игры в окружающей среде, взлетах и падениях рынка, кризисах и постоянных дефицитах - то рабочей силы, то финансов - попробуй не покрутись. "Бизнес не ценит прошлых заслуг" - поэтому некогда здесь почивать на лаврах: каждый следующий день способен внезапно обнулить все предыдущие достижения…

Мудрость. Не очень понятно, почему все в один голос говорят о Змеиной мудрости. Возможно, потому что Змея, в отличие от гордого Сокола, все-таки предпочитает лишний раз убраться в сторону от опасной ситуации, туда, где тепло и сыро, вместо того, чтобы разбивать в бессильном гневе свою грудь о скалы. Примечательно, что еще недавно нам приходилось время от времени поминать на различных бизнес-совещаниях известную молитву: "Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить, дай мне силы изменить то, что возможно, и дай мудрость научиться отличать первое от второго". Зато теперь мы уже сами все чаще и чаще слышим от людей бизнеса: "Давайте думать о том, что зависит от нас. А то, что от нас не зависит - оно все равно одинаково для всех…"

Линька. Сразу оговоримся, что первая ассоциация, которая может прийти в голову на вопрос: "Линяешь?" - не та, которую мы имели в виду. Хотя относительно именно этого значения высказался наш премьер-министр в ответе на вопрос, не боится ли он активно идущего процесса утечки мозгов и эмиграции людей бизнеса. Ответ был лаконичен и выразителен: "До свиданья!", в том смысле, что: "Мы и без вас обойдемся"…

Но мы имеем в виду другое. Хорошо растущий бизнес, подобно Змее, вынужден постоянно скидывать старую кожу, чтобы вырасти до нового размера. Периодическая "линька" в виде кардинальных организационных перемен, реструктуризации, изменения ключевых бизнес-процессов и вовлечения новых менеджеров с качественно иными компетенциями - характерная черта интенсивно растущих бизнесов. Навык осуществления подобной "линьки" невозможно переоценить, а непреодолимая привычка к "исторически сложилось", прирастание к привычной "шкуре" - выступает явным признаком застойной организации.

Вот такое гораздо более земное, практичное и приземленное существо будет покровительствовать всем нам в течение года. Возможно, именно в силу своей практичности Змей уже позаботился о том, чтобы заблаговременно принести всем нам чрезвычайно важный и значимый подарок. Порадуемся и мы этому подарку судьбы. Сознательная жизнь многих из нас прошла под влиянием лозунга "Догоним и перегоним Америку". Зародившись в эпоху кукурузного соревнования, этот лозунг воплощался то в гонках на Луну, то в ядерных бегах, а ныне все больше - в рейтингах, сравнивающих предпринимательский климат, качество образования, уровень демократии и многое другое. Результаты соревнования до сих пор не очень радовали - в конечном счете, всегда оказывалось, что руками у нас получается как-то хуже…

Но тут громом среди ясного неба прозвучало сообщение о нашей Главной Победе. Победа была убедительно доказана в очередном исследовании неизвестных ученых, а информация о ней распространена Антоном Орехом по "Эху Москвы" в передаче "Радиодетали" от 05.10.2012 г. На этот раз ученые действительно измерили то, что имеет принципиальное значение - длину Одноглазого Змея (г-н Орех почему-то пренебрежительно называет этого зверя "пиписом") у мужчин разных стран. Наши мужчины (а за них и наши женщины) наконец-то могут гордиться. Наш российский Одноглазый Змей оказался на целый миллиметр длиннее американского! Очевидно, что это снимает все вопросы о необходимости дальнейшего соревнования с Америкой. Теперь они побеждены по всем статьям, однозначно, чтобы они после этого ни изобретали и ни выдумывали. О чем можно спорить с людьми, у которых Змей короче?! Их можно только снисходительно жалеть и сочувствовать. Разумеется, этот потрясающий результат не снимает всех проблем и отнюдь не лишает бизнес энергетики для дальнейшего развития. Хотя есть и абсолютные чемпионы по этому показателю, они нас не сильно интересуют, поскольку живут где-то в дебрях Африки. А зачем нам тусоваться с африканцами? - тут нам и так все ясно, каким бы Змеем они ни обладали.

Но ведь не решена другая главная задача, сугубо внутреннего свойства - а у нас-то самих между собой - чей Змей длиннее? Ведь именно энергетика этого соревнования во многом поддерживала и подпитывала всю нашу сознательную жизнь, начиная со школы, а в бизнесе - от стартапов и вплоть до той поры, когда начинаешь тусоваться с международными корпорациями. И здесь, на внутреннем рынке, у нас остаются немереные ресурсы для дальнейшего роста и развития. И пусть Змей будет нам покровителем. С Новым годом!