Форма поиска

Вы здесь

17 мгновений весны, или список заблуждений молодых (да и не только) лидеров

Версия для печати

Весна лидера полна взлетов и падений. Осень слегка выравнивает кривую, но тоже не избавляет от ошибок. Портал HR-tv.ru поговорил с экспертами и собрал наиболее распространенные заблуждения начальников. Итак, вашему вниманию – 17 иллюзий руководителей компаний, неопытных и вполне "бывалых".

HR-tv.ru
06.04.2016

Весна лидера полна взлетов и падений. Осень слегка выравнивает кривую, но тоже не избавляет от ошибок. Портал HR-tv.ru поговорил с экспертами и собрал наиболее распространенные заблуждения начальников. Итак, вашему вниманию – 17 иллюзий руководителей компаний, неопытных и вполне "бывалых".

1. Люди думают так же, как и я

Комментирует Юлия Федькина, директор по развитию, совладелец SmartHouse Tangus:

"Когда я была начинающим руководителем в большой компании, то наивно полагала, что люди – телепаты, и если я что-то делаю быстро, то и они тоже это могут. Довольно быстро разобралась, что все не так. Став владельцем собственного бизнеса, поначалу заблуждалась относительно мотивации людей – полагала, что они воспринимают цели бизнеса так же, как я".

2. Поручил – выполнят
Говорит Светлана Емельянова, генеральный директор Консалтинг-центра "ШАГ":

"Начинающим руководителям свойственно следующее заблуждение: считать, что если людям дать задание, они его выполнят. Они не думают, что задания должны соответствовать исполнителям. Люди должны быть компетентны решить поставленную задачу, иметь полномочия для ее решения и быть мотивированы на получение результата. В противном случае будет ситуация из "Маленького принца" Сент-Экзюпери, когда тот говорил: "Если я прикажу Солнцу светить ночью, и оно не засветит, то чья это ошибка: моя или Солнца?"

3. Если людей не подталкивать, они ничего не сделают
Противоположное предыдущему пункту иллюзия. Комментирует Степан Чельцов, генеральный директор Thepresents.ru:

"Большинство людей не понимает, что значит руководить, а значит это – работать системно и в команде:
- найти сотрудника умнее себя;
- дать ему возможность и инструменты работы;
- построить и донести до подчиненных критерии оценки их труда;
- не перегружать человека сверх необходимого;
- разговаривать с людьми и доносить до них суть работы и ценности.
Большинство встречаемых мною руководителей часто плохо отдают работу людям, мешают им работать постоянными отчетами-вопросами-совещаниями, меняют правила работы или не соблюдают их сами, перегружают людей задачами, и не слушают обратную связь с мест".

4. Подниму зарплату – усилю мотивацию
Говорит Анна Матвеева, эксперт тренер CBSD:

"Чаще всего заблуждениями руководителей являются ограничивающие убеждения: "Если я повышу сотрудникам зарплату, они будут лучше работать". Эксперименты показывают, что введение двух десятиминутных перерывов дает больший эффект, чем небольшое повышение зарплаты".

5. Конфликт разрешится сам собой
Анна Матвеева продолжает:
"Руководитель ошибочно считает: "Если я не буду вмешиваться в конфликт, он разрешится сам собой". Но чаще всего происходит наоборот: в конфликт втягивается все большее число сотрудников, а это существенные потери рабочего времени".

6. Сейчас не до перспектив, надо решать текущие задачи
Комментирует руководитель ивент-агентства "Режиссерская версия" Игорь Полонский:

"Вместо того, чтобы думать о развитии, планировать будущее и вкладываться в продвижение, "молодой" руководитель стремится быть в команде, всеми силами цепляясь за работу товарища или подставляя плечо. Конечно, важно оставаться в команде и знать, что там происходит и психологически, и тактически, но вот участвовать в процессах, которые решают и реализовывают сотрудники, совсем не обязательно. Важно оказываться в нужном месте и в нужное время, дабы прийти и спасти положение, потому как именно это ваша задача как руководителя, а в остальное время вы должны заниматься реализацией стратегии компании/отдела, то есть развивать и реализовывать потенциально новые и прибыльные рынки/задачи, клиентов в конце концов".

О недооценивании мышления на перспективу говорит и Екатерина Горяная, старший консультант компании Wyser Russia (входит в кадровый холдинг Gi Group):

"Если говорить про начинающих лидеров, то часто такие работники уверены в том, что у них все получится, не до конца продумывают свои решения, уровень развития компетенции "стратегическое мышление" невысок. Поэтому часто допускают ошибки в части не продумывания до конца своих идей, неопытности в принятии тех или иных решений на первых порах, а также имеют некоторые сложности с делегированием полномочий и оптимального распределения рабочего времени своих сотрудников".

7. Сотрудники не справятся

Екатерина Горяная продолжает:

"Если говорить уже о зрелых руководителях, то можно отметить то, что зачастую они не допускают возможности роста своих сотрудников, оставаясь уверенным в том, что с той или иной работой они не справятся. Некоторые опытные руководители убеждены в том, что они незаменимы и часто бывают не готовы к внутренним изменениям организационных структур в компаниях, которые происходят под воздействием изменения экономической ситуации. Некоторые опытные руководители заблуждаются в том, что своих сотрудников не нужно учить, они должны прийти ко всему сами, однако здесь имеет место быть момент направления, а не обучения и натаскивания с "нуля".

8. Персонал не должен "много знать"

Ограничивая кадры в плане осведомленности, руководители также совершают ошибку, считает Анна Матвеева, эксперт тренер CBSD:

"Я не буду давать моим сотрудникам достаточной информации, так как о ней могут узнать конкуренты". Суворов считал, что вся исчерпывающая информация о наступлении должна быть доведена до каждого солдата. Ценность этого гораздо выше, чем от потери от утечки".

9. Чтобы добиться цели – достаточно поднапрячься, чтобы успеть – достаточно ускориться

Комментирует Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры "Перспектива", преподаватель Русской школы управления:

Начинающим руководителям свойственна переоценка своих сил, желание доказать свою состоятельность и небольшой жизненный опыт. Из этого произрастает множество типовых заблуждений:
* Главное – поставить цель, немного поднапрячься, и все получится. Быстро и почти сразу.
* Команда и отношения с людьми – это очень важно. Команда меня поддержит, будет моей опорой в работе.
* Все люди хотят работать, добиваться высоких результатов, стремятся к развитию. Важно только правильно их мотивировать.
* Я знаю, что и как нужно делать, но люди вокруг тупые и ленивые, поэтому никому ничего нельзя поручить, и все приходится делать самому.
* Ежедневник слишком маленький, все задачи "не влезают" в расписание дня и в рабочую неделю. Надо ускоряться, чтобы успеть все намеченное".

10. Вопрос должен "отлежаться"

Наталья Сторожева продолжает:

"Руководители со стажем уже прошли определенную жизненную школу, познали вкус побед и поражений, пережили воодушевления и разочарования и на все происходящее смотрят с некоторым цинизмом и легким холодком. Эта позиция порождает заблуждения другого рода:
* Задачи никогда не кончаются, проекты всегда горят, а здоровье и нервная система не восстанавливаются.
* Прежде чем начинать что-то делать, надо хорошо подумать, и отложить вопрос. Потом еще раз подумать. Если он сам не "рассосался" надо заниматься решением.
* Если в проекте могут возникнуть трудности, они обязательно возникнут. Причем не только там, где их ожидаешь.
* Результаты проектов всегда ниже ожиданий, а потраченные ресурсы всегда больше.
* Человеческая природа примитивна: к работе мотивируют только страхи и пороки".

11. Кот из дома – мышь не в пляс

Комментирует Владимир Левин, основатель облачного сервиса удаленного администрирования Slamon: 

"Заблуждение: "Мои подчиненные также мотивированы, как и я". Будьте готовы, что как только вы вышли за дверь, каждый подчиненный займется своими личными делами. А когда вы в отпуске, у ваших подчиненных тоже отпуск".

Говорит Елена Кузьменко, директор представительства Gunze в России:

"Самое большое заблуждение начинающих предпринимателей – полностью доверять сотрудникам. Причем как управленческому, так и нишевому персоналу. При полном доверии вы будете сталкиваться и с финансовым воровством, и с кражей документов и с "уходом" клиентской базы.
Главное правило здесь – меньше доверять, заключать правильные с юридической точки зрения договора с сотрудниками, выстроить внутри компании систему хранения документов и больше данных переводить в облако под надежным паролем".

12. Руководитель – это вам не продажник
Продажник, еще какой. Комментирует Владимир Левин, основатель облачного сервиса удаленного администрирования Slamon: 

"Заблуждение: "Руководитель может не заниматься продажами". На самом деле, каждый руководитель должен заниматься "продажей" своих результатов и уметь "продавать" идеи своим подчиненным".

13. Я умнее своих сотрудников

Говорит Сергей Оселедько, управляющий партнер агентства Notamedia:

"Самая серьезная ошибка – впасть в два вида иллюзии. Иллюзия независимости: будто ты существуешь отдельно от своих подчиненных, общаешься с ними с позиции "я умный, вы – нет". Ведь менеджмент – это взаимозависимость, искусство выявлять и удовлетворять потребности команды для достижения общей цели.
Вторая иллюзия – иллюзия контроля. Может показаться, что результат зависит только от наших усилий. Это не так. Два человека могут прилагать одинаковые усилия, но получать разные результаты. Есть метафизические обстоятельства, вроде удачи, хорошей кармы. И можно увидеть, как одна и та же идея с разницей в каких-нибудь 2 месяца может быть воспринята или, наоборот, отторгнута и непонята".

14. Успех не замедлит проявиться
Комментирует Инна Алексеева, генеральный директор PR Partner:

"Как правило, руководители, которые делают первые шаги в бизнесе, считают, что добьются моментального успеха. Но нужно понимать, что для видимых результатов может понадобиться не меньше года: придется потрудиться над созданием хорошей команды, сервиса, клиентской базы и деловой репутации. Не стоит игнорировать достаточно важный момент бизнес-планирования. На момент создания (да и на протяжении всей деятельности компании) должен существовать план развития как минимум на год-два вперед. Также случается, что руководитель забывает о том, что весь его бизнес строится на работе команды. Поэтому необходимо быть в курсе, как взаимодействуют коллеги между собой, насколько замотивирован и продуктивен каждый специалист, какие максимально комфортные условия необходимо создать для коллектива".

15. Подстраховка не понадобится

Инна Алексеева продолжает:

"Опытные управленцы зачастую недооценивают важность антикризисного реагирования. В любом бизнесе на случай форс-мажора или недобросовестных действий конкурентов нужно уметь рассчитать риски и иметь готовый алгоритм действий при непредвиденных ситуациях. Стоит позаботиться о своего рода финансовом "страховом фонде" компании и составить четко прописанный свод правил поведения в кризисных условиях, ознакомив с ним всех сотрудников".

16. Я достоин гораздо большего

Комментирует автор маркетинговой стратегии сервиса онлайн-заказов ремонтов PriceRemont.ru Александр Рукин:

"Самое распространенное заблуждение руководителя в том, что он может руководить людьми. Руководить эффективно. Молодой руководитель – это всегда сложный кейс, так как, несмотря на то, что руководитель, априори, сильная личность – боссу требуются, на мой взгляд: опыт, специфические навыки, например: умение разбираться в людях. Я следую постулату, что функции руководителя – планирование, контроль, работа с персоналом. Без этих трех минимальных компетенций  менеджер – не менеджер.

Умудренные опытные руководители часто впадают в крайность "мании величии времен Очакова и покоренья Крыма" То есть – парадоксальным образом, как и у каждой медали две стороны, так и по-настоящему талантливый и сильный менеджер должен сочетать в себе качества консерватора и демократа, педанта и человека творческого, психолога и гуманиста и тиран-деспота. Особенно печально, если менеджер достиг уровня своей некомпетенции, за длинную карьеру перешагнул свой объективный максимум и оказался слишком высоко. Такие руководители явно или интуитивно страдают сами и от них исходит нездоровая атмосфера неуверенности, дерганий и бардака, в итоге, во всей из ветви субординации. Эта последняя ошибка руководителя: молодой "небосс" не должен руководить, а кто постарше – будь мудрее и "знай свой шесток".

17. Клиент понимает ценность моего продукта

Комментирует Владимир В. Турман, эксперт по коммерциализации инноваций и импортозамещению в РФ:

"На сегодняшний день наиболее распространенным заблуждением является то, что 97,5 руководителей считают свой бизнес продуктом. Нет! Бизнес – это не продукт и не услуга, а процесс решения проблем за деньги клиента. К сожалению, большая часть руководителей влюблены в свой продукт, не имеют связи с рынком и не замечают той реакции, которая идет от потребителей, будь она положительной или отрицательной. Второе, в чем заблуждаются руководители, это ценности для клиента. Вы спросите, что такое ценность? Это проблема, за которую другой человек хочет платить. Поэтому, если ваш клиент не понимает вашей ценности, то он, как правило, и не покупает. И если он не покупает ваш продукт (услугу), то он не понимает того, что вы ему предлагаете, какую ценность. В этом случае вы делаете упор на чем-то другом".