Форма поиска

Вы здесь

Новости малого и среднего бизнеса Москвы

Версия для печати
25.11.2010

20 октября 2010 г. прошло юбилейное заседание Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы. Про 20-летний юбилей Совета, конечно, вспомнили, но в остальном заседание было вполне рядовым и рабочим. В дискуссии о проблемах малого и среднего бизнеса Москвы приняла участие Светлана Емельянова, генеральный директор Консалтинг-Центра "ШАГ", которая и рассказала нам об основных итогах обсуждения.

"С высокой трибуны" прозвучало несколько интересных цифр. Главная из них: руководство страны планирует довести долю малых и средних предприятий до 60% ВВП. Кроме того, Минфин выступил с предложением перевести все малые предприятия на упрощенную систему налогообложения и увеличить размер разрешенного годового оборота до 60 млн. руб. Предложенное обоснование этого предложения также внушает оптимизм: малый бизнес для нашей страны - средство создания рабочих мест и самообеспечения граждан, а потому он должен иметь простую систему налогообложения и минимум внимания со стороны проверяющих органов. Однако не совсем понятно, как эти планы соотносятся с предстоящим в 2011 году увеличением налоговой нагрузки на тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения, в 2,5 раза за счет увеличения налогов на ФОТ.

В повестке дня основной части юбилейного заседания было обсуждение двух вопросов: 1)о проблемах размещения в Москве нестационарных объектов мелкорозничной торговли и 2) о финансовом обеспечении участия субъектов малого и среднего предпринимательства в торгах по государственному заказу.

Первый вопрос вызвал бурные споры и выявил разные точки зрения. Критика понятна: механизм городских конкурсов на земельные участки неэффективен, высокозатратен и мало прозрачен. Обсуждение свелось к тому, что надо повысить прозрачность процедуры, особенно в части информирования о предстоящих конкурсах. Для этого предлагается стандартизировать конкурсную процедуру в рамках города (оказывается, в разных префектурах она проводится по-разному) и ввести в состав конкурсных комиссий до 35% представителей общественных организаций. Некоторые участники предлагали вернуться к процедуре аукциона: кто больше даст - тому и участок земли под объект торговли. Другие справедливо возражали: тогда выигрывать будет не малый и средний, а большой и олигархический бизнес. И тогда на объектах мелкорозничной торговли будет осуществляться не самозанятость части населения, а обычный наемный труд - то есть полностью исказится смысл самой идеи о привлечении малых и средних предприятий к участию в госзаказе.

В итоге было принято решение о том, что Департамент потребительского рынка и услуг совместно с Департаментом малого и среднего предпринимательства и Общественно-экспертным Советом будут обсуждать новый вариант конкурсной документации, чтобы исправить недочеты сегодняшних процедур, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям. Например, сегодня предприниматель вынужден каждые 11 месяцев участвовать в конкурсе на право поставить свою торговую точку на место, которое она занимает. Частично эта проблема должна разрешиться после появления разрабатываемой федеральными ведомствами методики расчета потребности в торговых помещениях (стационарных и нестационарных). Она, по мнению чиновников, и поможет определить обоснованность размещения объектов торговли в тех или иных районах и точках города.

Второй вопрос - участие в торгах по госзаказам - знаком ШАГу по собственному опыту. В течение года сотрудники ШАГа отслеживали лоты, в которых могли предложить свою квалифицированную помощь Заказчику, изучали условия участия, и даже подали документы на участие в нескольких конкурсах. Спустя короткое время интерес к торгам по госзаказам угас, так как выяснилось, что дело это - мало реальное по многим причинам. Одна из них - необходимость финансового обеспечения самого участия в конкурсе, которое требует наличия банковской гарантии (стоимость 8-25% от суммы контракта) и 30% обеспечительного взноса. К этому надо добавить, что сумма задатка составляет всего 5%, и получается зачастую, что все мероприятие полностью лишено экономического смысла.

Понятно, что все эти меры - не что иное, как попытка государства обезопасить себя от недобросовестных участников торгов, которые предлагают минимальную цену, выигрывают конкурс, получают аванс и - исчезают… Ясно, что для допуска к конкурсу на производственные или строительные работы необходимо удостовериться в том, что компания-участник не является фирмой-однодневкой и может гарантировать качественное выполнение работ своим имуществом. Однако, как это бывает… Один из предпринимателей, принимавших участие в обсуждении, рассказал, что после того, как его компания выиграла подряд на строительство, он узнал, что у одного из участников конкурса не было ничего, кроме стола и телефона. И заметим, что участник "со столом и телефоном" был допущен к конкурсу.

А как быть с услугами - например, образовательными? Ведь если выполнение условий тендеров по строительным работам проверить относительно легко (хотя и там своя специфика), то проверить насколько полезными были тренинги очень сложно. Остается только верить.

Тем не менее, в целом заседание оставило весьма позитивное общее впечатление. Даже если заявленные на совещании инициативы не будут реализованы в полной мере, сам факт, что одна из официальных структур московского Правительства понимает реальные нужды малого и среднего бизнеса и пытается создать и пролоббировать необходимые для его поддержки законы, внушает оптимизм.