Форма поиска

Вы здесь

Без иллюзий

Версия для печати

Миф о корпоративной культуре и мифы корпоративной культуры.

Журнал «Босс»
16.05.2017

Мода на менеджерские темы и инструменты все заваливает и заваливает нас разными разностями: и старыми, и новыми.

Вот и теперь на свет достали тему, которую уже как 40–50 лет назад считали новым словом в управлении, — тему организационной культуры. Замечательные книги Шейна, введшего в оборот само понятие и впервые обратившего внимание общественности на значимость правил, традиций, норм и ценностей организации, давно описали соответствующую феноменологию. Хотя и Шейн был не первым. Еще в середине XIX века фельдмаршал германской армии Мольтке подметил разные типы отношений в офицерской среде.

Организационная (или корпоративная) культура, составляя суть, «бульон», в котором «варится» жизнь организации, весьма сложное социальное явление, отражающее историю существования организации и задаваемое ее создателями или руководителями, играет огромную роль не только в том, какие настроения и отношения бытуют в ее среде, но и напрямую определяет саму ее эффективность. Однако создание или формирование корпоративной культуры, как и воспитание человека, процесс сложный, тонкий и небыстрый.

 

Так вот, в наше время упрощения всего и вся это самое упрощенчество докатилось и до темы корпоративной культуры. Сначала стали мерить лояльность, потом вовлеченность — и все исходя из мифологических представлений о том, что это что-нибудь да значит. Методики измерения лояльности и коэффициенты вовлеченности явились очередным суррогатом, который подменил суть и смысл феномена корпоративной культуры мифами о ней.

Но что еще хуже, так это то, что почему-то некие преподаватели начали вещать о том, что главное — вовлечь людей в дело, и тогда оно пойдет. Спору нет: участие людей и их энергетика творят чудеса, правда, лишь в том случае, если они направлены на реальные цели, к которым люди стремятся. Идеология — важнейшая вещь. Человеческая цивилизация не раз доказывала это. Хотя сначала цель, а потом идеология, сначала КУДА, а уж потом КАК — через вовлечение или приказы, через позитивную мотивацию или наказание за нарушение правил — в зависимости от того, в какой корпоративной культуре происходит дело.

Нам часто говорят: постройте нам корпоративную культуру, а то у нас никакой нет. Так не бывает, друзья дорогие, это еще один миф. Корпоративная культура есть всегда, где присутствует несколько людей. А вот если вы хотите изменить корпоративную культуру в вашей организации, то имейте в виду: дело это многолетнее, и не верьте тем, кто скажет, что мы проведем тимбилдинг, и вот она — новая культура.

Корпоративная культура — это английский газон: стригите двести лет, и будет красиво. Работа с корпоративной культурой длительная и очень сложная. Мало кто сегодня, например, в бизнес-среде смог добиться больших успехов. Конечно, мы встречаем в разных компаниях и миссию, и философию. Мы видим корпоративные праздники и традиции совместного досуга. Мы видим работу с дисциплиной труда и даже попытки управления по результатам. Хотя, честно говоря, как бизнесконсультанты мы знаем, что это лишь поверхностные вещи и мифы. Глубоко с людьми в организации пока практически нигде не работают. Управление талантами не более, чем миф. Формирование команд по тестам — иллюзия. Вовлеченность — часто просто бессмыслица.

К сожалению, в нынешнем бизнесе компетенции по работе с людьми находятся на крайне низком уровне. Менеджеры компаний в лучшем случае — хорошие предметные профессионалы, но руководить людьми мало кто из них умеет. А уж выращивать людей или менять их под силу единицам. Именно поэтому, попадая на учебные курсы и слушая про вовлеченность, такие менеджеры хватаются за «волшебную палочку» и надеются, что она их спасет. Но спасет ли миф о корпоративной культуре ваш бизнес? Нет, не спасет. А еще лишь навредит, потому что мифы, как гадание, уводят в сторону от реальности, от которой так хочется отвернуться. Верить в волшебные средства приятнее, и чудеса нам милее, чем ежедневный труд, однако построить организацию без этого не получится. Создать ту корпоративную культуру, которая будет двигать дело вперед, без длительных усилий не удастся, а это годы. Поэтому, если вы настроены на «игру вдолгую», самое время начать!


ЕМЕЛЬЯНОВА Светлана Ефремовна, управляющий партнер Консалтинг-центра «ШАГ», президент Ассоциации консалтинговых компаний (АСКОНКО). Опыт работы в консалтинге с 1989 года.

Преподавание консалтинга и организационного развития в МГУ им. Ломоносова, АНХ при президенте РФ, Школе консультантов при КЦ «ШАГ». Соавтор ряда книг и статей по вопросам развития бизнеса и бизнес-консалтингу.

В числе 25 российских бизнес-леди была награждена почетным знаком «Заслуженный предприниматель».