Форма поиска

Вы здесь

Что делать, если наемный Управляющий развалил компанию?

Версия для печати
Яндекс.Дзен
05.03.2019

Прежде всего - поставить себе двойку как владельцу извлечь уроки на будущее.

Как правило, компании не разваливаются в одночасье. Болезнь эта имеет и ранние симптомы, и динамику развития до все более тяжелых стадий, и точку невозврата, за которой бизнес приходится сворачивать. Владельцы могут как угодно далеко отходить от оперативного управления бизнесом, но сосем не участвовать в управлении – слишком рискованная беспечность. Разумнее все-таки держать руку на пульсе и следить за здоровьем своего детища.

Какие существуют инструменты владельческого контроля?

Во-первых – Наблюдательные Советы.

Наблюдательны Совет – это орган управления, надстроенный непосредственно над Управляющим, но работающий более гибко и оперативно, нежели, скажем, Общее собрание участников ООО.

Одна из основных задач Наблюдательных Советов – обсуждение, утверждение, а затем и контроль выполнения среднесрочных и долгосрочных планов. К планам такого рода относятся годовые бюджеты и инвестиционные программы, стратегические ориентиры по финансовым показателям на несколько лет вперед, а также планы нефинансового характера, связанные с долей рынка, организационными изменениями, кадровым развитием компании и т.п.

Обычно Наблюдательные Советы собираются ежемесячно для заслушивания отчетов Управляющего по итогам месяца. Практикуются на таких ежемесячных заседаниях и встречи владельцев с ключевыми топ-менеджерами. Чтобы иметь более емкое и многостороннее видение ситуации, всегда полезно знать, как руководители второго уровня оценивают свои результаты, какие строят планы, в чем видят проблемы. Одновременно происходит своего рода «смотр войск»: целеустремленность, энергетика, боевой дух членов команды – так или иначе на этих встречах проявляются и многое говорят о силе или слабости главного ресурса бизнеса – его людей. Назначение новых людей на ключевые позиции, особенно топ-менеджерские, также проходят обычно через утверждение Наблюдательными Советами и личные встречи владельцев с кандидатами.

Аудит управленческой отчетности и проверка достоверности цифр в отчетах Управляющего – еще одна довольно распространенная задача Наблюдательных Советов, для решения которой либо формируется специальный контрольный орган при владельцах, либо привлекается независимая аудиторская компания.

Помимо Наблюдательных Советов среди владельцев имеет хождение и другая форма контроля, неофициальная. Чтобы быть в курсе дел, многие из них время от времени встречаются и беседуют с сотрудниками, с которыми у них сложились особо доверительные отношения. Это - еще один независимый источник информации о положении дел в компании.

Наконец, существуют услуги профессиональных консультантов,осуществляющих независимый мониторинг компании в интересах владельцев. Они присутствуют на внутренних совещаниях, отслеживают линию поведения членов управленческой команды, встречаются с ключевыми сотрудниками, анализируют отчетность, и, когда нужно, – подают своему заказчику сигналы тревоги.

Мы называем эту услугу «Третий глаз Владельца» и время от времени получаем такие заказы. Конечно, заказывают «Третий глаз» прежде всего клиенты, с которыми у нас сложилась давняя история сотрудничества и которые доверяют иногда нашему чутью на благополучие-неблагополучие даже больше, чем собственному.

Безнадзорность со стороны владельцев – это основной источник рисков развала. Но, оказывается, не единственный.

Однажды в нашей практике произошел совсем уж неожиданный случай.

Уже в первые месяцы после того, как владелец пригласил нас к сотрудничеству в развитии управления компанией, мы настоятельно рекомендовали ему сменить Управляющего и Коммерческого директора. Владелец был согласен с тем, что оба ключевых менеджера слишком слабы и не смогут вытянуть компанию из критической ситуации, в которой она увязала все глубже и глубже. Со своей стороны мы предлагали более сильных кандидатов на роль спасителей бизнеса. Но заказчик медлил с решением чуть ли не год. Все это время регулярно заседал Наблюдательный Совет и заслушивались все более мрачные отчеты Управляющего. О падении продаж, о росте дебиторки, о приближении крупного кассового разрыва. А главное – о том, что Управляющий не может предложить никаких решительных мер и даже не пытается сделать что-то новое и непривычное. Но кадрового решения владельца не было и не было. А закончилась эта история тем, наша помощь владельцу свелась к подготовке плана закрытия бизнеса.

Бывает и такое…