Форма поиска

Вы здесь

Другие

Версия для печати Журнал БОСС №01
16.01.2017

Подросло новое поколение российских предпринимателей.

Им нет еще и 30 лет, но они уже достигли значительных результатов. У них свой бизнес. Именно бизнес, то есть приносящее прибыль дело, которое они начали с нуля и благополучно развивают несколько лет. При этом сами они очень молоды. Основатели одной успешной сегодня компании начинали пять лет назад студентами — первый из них к моменту основания бизнеса был на третьем курсе физфака МГУ, второй учился на первом курсе. И при этом теперь их бизнес — это масштабный международный проект.

Имеется, конечно, большое сходство тех, кто вступает в бизнес в наши дни, с теми, кто вошел в него в 90-х. Многие наши закаrзчики, предприниматели первой волны и владельцы великих брендов, имена которых сейчас знают все, в свое время сделали то же самое — шагнули в бизнес, что называется, с закрытыми глазами. В 90-х они были так же молоды и бесстрашны, как наши нынешние физики.

Однако на этом сходство «того» и «этого» поколений, пожалуй, и заканчивается. Дальше начинается разница менталитетов и разница бизнес-моделей.

В первую очередь, по нашим наблюдениям, российские предприниматели старой закалки и молодые бизнесмены различаются планкой масштаба, планкой амбиций. У предпринимателей 90-х превалировали имперские амбиции: они хотели всероссийского и прочего господства, хотели быть «самыми крутыми», стать «компанией номер один». Молодежь же в большинстве своем свободна от подобных притязаний. Она идет в небольшие рыночные ниши, где делает хороший и устойчивый бизнес. Нащупывая такие ниши, молодые предприниматели часто отталкиваются от своих собственных потребностей. «Если это нужно мне и моим друзьям, значит, это нужно и кому-то еще, и я могу сделать на этом бизнес» — вот их алгоритм.

При этом большинство предпринимателей новой волны закладывает в ядро бизнес-модели некую информационную технологию. Так происходит часто, но не всегда. Вторая «ветвь» и излюбленная специализация молодого бизнеса — life style. Это может быть сеть мужских парикмахерских, антикафе, специализированных магазинов и многое другое. Такие бизнесы заточены на определенную субкультуру, их целевая аудитория — круг приверженцев четко заданного образа жизни с его приоритетами и стандартами, от одежды до манеры общения и способов проведения досуга.

Следующее отличие молодого поколения от бизнесменов «старой школы» заключается в том, что отсутствие претензий на монополизм парадоксальным образом сочетается в них с тем, что для них фактически не существует границ и расстояний. Современные технологические бизнесы легко вовлекают в свою орбиту любые регионы и страны. И если, например, для многих наших старых компаний первый выход в Казахстан или в Беларусь уже являлся эпохальным событием (а уж о выходе на китайский или европейский рынок и говорить не стоит!), то для молодежи с их IT-based компаниями этой проблемы вообще не существует. И действительно: если твой бизнес базируется на IT-платформе, то какая разница, где находишься ты, где твои клиенты, а где — партнеры?

Как следствие, почти все молодые бизнесы существуют в виртуальных офисах. Они не приглашают людей на fulltime, их рабочий день не имеет четких рамок: сотрудники живут в разных странах и разных часовых поясах. Это совершенно иная система построения трудовых отношений работодателя и работника, иная стилистика трудовой дисциплины.

Еще одна черта новых предпринимателей — это фантастическая скорость. Скорость принятия решений, скорость внедрения, скорость и легкость изменения бизнес-моделей. Недавно мы проводили бизнес-встречу. Пригласили наших давних заказчиков, предпринимателей первой волны и молодежь, которая могла бы у них поучиться. И в итоге сами были потрясены — это у молодых надо учиться!

И наконец, хочу опровергнуть один стереотип. Сейчас бытует мнение, что современная российская молодежь не желает заниматься бизнесом. Нам это кажется неправдой. Наоборот, есть ощущение, что молодежь стремится делать свое дело, тяга к предпринимательству очень высокая. Конечно, для некоторых это свое дело так и останется на уровне персональной самозанятости, однако кто-то обязательно построит из него хороший бизнес.

ЕМЕЛЬЯНОВА Светлана Ефремовна, генеральный директор Консалтинг-Центра «ШАГ». Родилась 27 августа 1959 года в Москве. В 1981 году окончила факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В 1999 году стажировалась в Швеции по теме построения систем управления качеством.

Имеет 25 лет опыта консалтинговой деятельности. Принимала участие более чем в 500 консалтинговых проектах, работала с почти 200 российскими и западными организациями в различных отраслях (промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, торговля и дистрибуция, логистика, телекоммуникации, финансы и страхование, информационный, рекламный и издательский бизнес, обучение, общественные организации, НКО, городские власти).

Автор многочисленных публикаций в ведущих бизнес-изданиях, в соавторстве с Е.Н. Емельяновым выпустила книгу «Психология бизнеса» (Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. — М.: АРМАДА, 1998).

В числе 25 российских бизнес-леди награждена почетным знаком «Заслуженный предприниматель».