Форма поиска

Вы здесь

Интеллект в коробочке: российский рынок систем автоматизации торговли

Версия для печати

Рост сетевой розницы требует все более мощных и совершенных инструментов управления. Поэтому приоритетной задачей для торговых предприятий сегодня становится оптимизация бизнес-процессов

Журнал «Sales business/Продажи» №5
30.05.2007

С увеличением числа магазинов в сети лавинообразно возрастает количество подлежащих учету и анализу операций. Нужны инструменты поддержания ассортимента, учета различных факторов при ценообразовании, взаимодействии с поставщиками. Сегодня без развитого управленческого ПО функционирование розничной сети оказывается практически невозможным. Вместе с тем, в условиях конкуренции с иностранцами отечественным ритейлерам волей-неволей приходится "подтягиваться" к уровню информатизации более опытных и отстроенных соперников. Активно осваиваются решения, позволяющие оптимизировать деятельность за счет роста объемов продаж, скорости оборачиваемости товаров, уровня сервиса и увеличения лояльности клиентов. По разным оценкам, в этой сфере торговли до 3% от всех затрат приходится на IT.

Обострение конкурентной борьбы и снижение нормы маржи наблюдается не только в рознице, но и по отрасли в целом. Сокращение издержек за счет оптимизации бизнес-процессов сегодня в приоритете. С другой стороны, в борьбе за клиента возрастает роль таких параметров, как скорость и качество обслуживания. Эти задачи неразрешимы без использования современных информационных технологий. Востребованность IT-инструментов управления торговлей растет, особенно в крупной сетевой рознице (см. таблицу).

Типы средств автоматизации на отечественном рынке

Сегодня российский рынок средств автоматизации торговли характеризуется устойчивым ростом, динамичной сменой тенденций, быстрым развитием ассортимента. Разработчики и системные интеграторы представляют широкую линейку различных видов ПО. Решения дифференцируются по охвату: от автоматизации отдельных участков работы предприятия (склада, кассового оборудования, управления дисконтными программами, бюджетирования и т. п.) до так называемых ERP-систем (планирование и управление ресурсами предприятия). Последние обеспечивают сквозную автоматизацию управских функций и рабочих процессов, формируют единое информационное поле и интегрированную «картину бизнеса». По данным аналитиков, сегодня это наиболее востребованный продукт на рынке ПО для торговли: на него приходится около половины всех затрат на информатизацию в отрасли, хотя позволить себе такие расходы могут лишь 30% компаний. Из западных ERP в России наиболее распространены отраслевые решения мировых лидеров: SAP for Retail (SAP AG), Oracle Retail (Oracle) и несколько менее производительная, но более освоенная Axapta Retail (Microsoft Businnes Solutions). С ними небезуспешно конкурирует отечественная «1C: Управление Торговлей 8.о». Она уступает зарубежным аналогам в производительности и функциональности (даже сами разработчики не претендуют на принадлежность своего продукта к классу ERP), однако имеет значительные преимущества в цене. Кроме того, «русская ERP», как никакая другая, поддерживается партнерскими компаниями и квалифицированными кадрами во многих городах нашей страны. За счет этого система дешевле и доступнее в обслуживании, проще и экономичнее в плане доработок и модификаций. Конфигурации «1C» могут существенно изменяться путем программирования с использованием встроенных в продукт средств разработки. Плюс — «заточенность» под отечественное законодательство.

Уровень информатизации крупнейших розничных сетей России

Ранг Название розничной сети Ранг в 2005 году
1 «Перекресток» 3
2 «Пятерочка» 1
3 «Евросеть» 2
4 «Техносила» 11
5 «Копейка» 10
6 «Седьмой Континент» 4
7 «М.Видео» 15
8 «Диксис» 8
9 «О'Кей» 5
10 «Л'Этуаль» -
11 Аптеки «36,6» 20
12 «Эльдорадо» 12
13 «Связной» 13
14 «Дикси» 6
15 «Патэрсон» 7
16 «Лента» 9
17 «Квартал» 19
18 «Арбат Престиж» -
19 «Мир» -
20 «Беталинк»  

Источник: CNews, 2006 г.

Рейтинг подготовлен на основе следующих критериев: автоматизированная торговая система / ERR, автоматизация расчетно-кассовых узлов, управление сладом, управление цепочками поставок, CRM, IT-услуги, управление IТ-инфраструктурой, обслуживание пластиковых карт, интернет-торговля.

В прошлом году тендер на новую информационную систему объявили в «Беталинке»: компания опасается, что быстро «перерастет» свою нынешнюю платформу — 1C». Вместе с тем решения на этой базе продолжают использовать достаточно серьезные игроки-«Связной» (помимо этого освоивший Siebel) и «Мир» (использующий также складское ПО Exceed 4000). Не отказывается от решения «1C-Papyc» и «Евросеть», вошедшая в тройку лидеров информатизации (в немалой степени благодаря успешному внедрению в головном офисе SAPR/з и SAPBW).

Наиболее крупные компании в оптовой и розничной торговле чаще прибегают к западным ERP-системам, что связано с их высокой производительностью, способностью обрабатывать большой объем операций. У тех организаций, чьи масштабы деятельности уже не могут обслуживаться прежде используемыми системами, возникает объективная необходимость внедрения ERP. Привлекают лидеров торговли и широчайшие функциональные возможности готовых западных решений.

Согласно Market Visio, на российском рынке ритейла в 2006 году доминировал ряд ERP-продуктов (рис. 1).

Рисунок 1. Интегрированные системы управления в крупных розничных сетях России
Источник: Market Visio, 2006

Одна из главных тенденций российского рынка ERP для торговли — это встречное движение западных и отечественных разработчиков. Сверху, из сектора решений для крупных и очень крупных предприятий к более скромному заказчику движутся SAP, Oracle и Microsoft, пытаясь приблизить свои продукты к его ожиданиям и финансовым возможностям. Снизу «1C» выходит на рынок средних компаний, увеличивая «мощности» и функциональные возможностей своего ПО.

По мнению экспертов из IBS, если исключить тех игроков, которые уже внедрили крупные ERP-решения, то большинство оставшихся будут пользователями «1C».

Другая важная тенденция на нашем рынке ERP — смещение спроса от универсального обеспечения (с перспективой доработки под заказчика) в сторону готовых отраслевых решений, в особенности адаптированных к специфике торгового бизнеса в России. Сегодня клиентов интересуют проверенные не только в мировой, но и в отечественной практике продукты. Соответственно, продолжается отраслевая специализация компаний-консультантов, имеющих опыт внедрений в отрасли и глубоко понимающих задачи того или иного бизнеса.

Высокая и слабопрогнозируемая стоимость «полновесных» ERP-систем, длительность проектов (от шести месяцев до года и более) и отложенная окупаемость делают востребованным класс решений с «частичной» функциональностью, оптимизирующих отдельные бизнес-процессы или подразделения торговых сетей: логистику, управление торговым залом и товарооборотом, автоматизацию склада, обслуживание потребителей. Данная категория на российском рынке представлена как системами на базе тиражных решений производителей ERP  (Oracle, Microsoft, SAP), так и отечественными продуктами (на платформах «1С», IBS Trade House, SET Retail, «Cyпермаг» и т. п.).

В качестве наиболее популярных, перспективных и быстроразвивающихся видов «частичного» ПО можно выделить такие типы специализированного программного обеспечения, как SCM, CRM, SCM, BI и др.

CRM-системы (управление взаимоотношениями с клиентами) позволяют на основе клиентской базы данных вести учет продаж по каждому лицу, фиксировать историю взаимоотношений, получать информацию о потребностях и предпочтениях покупателей, обрабатывать маркетинговые данные, производить персонифицированную рассылку, поддерживать программы лояльности, — в общем, выстраивать взаимовыгодные отношения с большим количеством клиентов и повышать качество их обслуживания. Как отмечают аналитики, за последние два-три года в России рынок CRM, пережив полосу неудачных внедрений, уверенно набирает силу. В отрасли бум всевозможных систем клиентской лояльности, и сегодня уровень спроса на них второй после ERP (CNews, 2006). Современные CRM-решения хотя и представляют собой отдельный класс, иногда становятся лишь частью «больших» ERP-продуктов (MBS, SAP) или отраслевых ПО на платформе «1C». По данным исследователей, в 2005 году российский рынок CRM выглядел следующим образом (см. рис. 3)

Как сообщают эксперты Ассоциации CRM, в 2006 году наиболее значимой для российского рынка стала уже другая семерка: Oracle, Siebel CRM, SAP, SalesLogix, Microsoft CRM, Amdocs, украинская Terrasoft CRM, WinPeak.

Следуя с небольшим отставанием за общемировой тенденцией, российская сетевая розница начинает концентрировать усилия на управлении товародвижением. Автоматизация логистических функций особенно важна для предприятий, имеющих много поставщиков, широкий ассортимент и большую удаленность филиалов.

SCM-системы (управление цепочками поставок) осуществляют автоматизированный контроль и поддержку перемещения товарных запасов, оформление заказов и взаиморасчеты с поставщиками, управление ассортиментом. «Изюминка» SCM — использование интернет-технологий для формирования интегрированных информационных систем управления товаропотоками, в которых используется онлайн-ин-формация от поставщиков и производителей о наличии продукции, ее количестве и цене. Несмотря на то, что в России внедрение SCM-систем еще наталкивается на барьеры недоверия между контрагентами, это направление в автоматизации отечественно торговли сегодня одно из перспективных. В сегменте SCM наблюдается острая конкуренция между российскими и западными разработчиками. Из отечественных решений наиболее популярны продукты «1C-Paрус», «Супермаг» (компания «Сервис Плюс»), «Галактика», «SV: Магазин» (компания БКГ). Из иностранных — CMS на базе 12 и SAP.

По мере роста актуальности оптимизации логистики наряду с SCM распространение получают и специализированные WMS-системы (управление складскими запасами). Их активные потребители небольшие сетевые компании и супермаркеты. WMS автоматизируют складской учет и контроль, управляют товарными потоками, что ведет к прямой экономии издержек. Рост спроса на WMS связан также со строительством распределительных центров крупных торговых сетей: ритейлеры выходят в регионы, открывают филиалы и представительства в разных городах. Соответственно, возникает потребность организации централизованных узлов для обслуживания точек продаж в любом регионе. Примеры WMSразличной мощности и функционала, используемые российскими компаниями: «1C-Логистика: Управление складом», ASTOR: WMS, GESTORI, WMS Manhattan, CorelMS, AVARDA. WMS,  EXceed WMS, Solvo. WMS, «CynepMar - Центральный склад», «ПРОКСИМА СКЛАД WMS» и др.

Рисунок 2. Поставщики систем автоматизации в российские торговые сети
Источник: CNews Analytics, 2006 г.

Растет спрос и на так называемые BI (информационно-аналитические) системы, обеспечивающие многомерный онлайн-анализ данных и поддержку принятия управленческих решений (DiAna, Cognos, «Галактика BI» и др.).

Тенденции современного рынка

В ходе экспансии сетей важную роль начинает играть ПО для управления работой отдельных магазинов. Ряд торговых компаний основывают свою стратегию на универсальных «коробочных» решениях. ГТ-специалисты тщательно продумывают проект и обкатывают его на первых объектах, после чего открытие и ГГ-оснащение розничных точек ставится на поток.

К заказчикам приходит понимание того, что функционирование торгового зала — это самостоятельный уровень управления и что многие конкурентные преимущества предприятия определяются работой фронт-офиса. Оптимизация товародвижения между подсобным помещением и торговым залом, увеличение пропускной способности магазина, управление лояльностью, автоматизация мерчандайзинга могут сыграть решающую роль в достижении успеха.

Спрос на системы автоматизации растет как со стороны отдельных магазинов, так и со стороны крупных сетей. Остро нуждается в специализированных «коробочных» решениях рынок малых предприятий. Каждый из сегментов розницы имеет свои особенности, которые часто не укладываются в функционал универсальных программ. Сейчас этот вопрос решается путем доработки ПО для каждого клиента. Однако оплатить «индивидуализацию» способны: лишь крупные магазины и сетевые структуры. Для остальных единственный вариант автоматизации — недорогой готовый продукт, отвечающий их товарной специфике. По оценке представителей SAP, небольшие отечественные ритейлеры отдают предпочтение российскому ПО. В частности, «1C-Papyc» предлагает решения для продавцов бытовой техники и средств связи, одежды и спорттоваров, строительных и отделочных материалов, парфюмерии и косметики, продовольственных товаров. «Сервис-Плюс» — для магазинов бытовой техники, бутиков, DIY, cash & carry, гипер-, супер- и минимаркетов).

Важной тенденцией рынка IT для торговли стал отказ ряда крупных предприятий от внедрения единой «тяжелой» ERP в пользу ПО, лидирующих в узком направлении. Происходит своего рода возврат к эпохе «лоскутной автоматизации», но на новом витке, когда в качестве «лоскутов» выступают не обособленные программные продукты пополам с разработками собственных специалистов и таблицами EXCEL, а промышленные системы, отвечающие стандартам совместимости. При этом нередко информационная платформа компании создается путем интеграции «функционально неполной» ERP и профильных приложений. Такой комплекс позволяет оптимизировать решение задач предприятия, избегая необоснованно сложной и дорогой ERP. Так, «Евросеть» спустя полгода после начала внедрения SAP подписала договор на установку «1C-Papyc: Магазин» непосредственно для салонов связи. Специалисты компании «Л'Этуаль» считают, что сегодня торговая компания не может ограничиться только зарубежными разработками в принципе. Эта парфюмерная сеть помимо розничного решения Microsoft АХ использует также «1C». Ее примеру последовал и холдинг «Лама».

Экономическая эффективность ПО в торговле зависит от большого количества факторов, выходящих  пределы таких «собственных» характеристик, как цена и функциональность. Во многом успех автоматизации определяется параметрами системы услуг вокруг ПО, таких как IT-аудит, выбор обеспечения и его «вживление» в стратегию развития компании, управленческий консалтинг и проведение внедренческих мероприятий, сервисное сопровождение и доработка.

Рисунок 3: Доли вендоров на рынке CRM, 2005 г.
Источник: J'Son & Partners, 2006 г.