Форма поиска

Вы здесь

Третий глаз владельца

Версия для печати Журнал «Секрет Фирмы» №27 (114)
05.04.2005

Чем быстрее растет компания, тем труднее собственнику ее контролировать. Особенно если возглавляет ее наемный менеджер. В консалтинговом центре "ШАГ" нашли интересную нишу в конфликте "собственник-наемный менеджер".

Активный рост бизнеса радует его владельца доходами. Но слишком быстрый рост чреват потерей контроля над компанией, особенно если приходится уступать управление наемному менеджеру. В консалтинговом центре "ШАГ" в конфликте собственник-наемный менеджер усмотрели для себя интересную нишу.

"Наши клиенты — те компании, которые растут так быстро, что у их владельцев не хватает времени за всем уследить,- говорит Евгений Емельянов, президент компании "ШАГ". — Другая ситуация, когда владелец оставляет свой бизнес на наемных менеджеров. А душа-то болит".

Один клиент "ШАГа", владелец компании по торговле промышленным оборудованием, отдал бизнес в управление менеджеру, но и после этого еще полгода приходил в торговый зал, прислонялся к стойке и смотрел, что там происходит. Другой пришел с просьбой организовать контроль и предоставлять своевременную и объективную информацию о бизнес-направлениях: у него их 15, а сам он активно занимается только тремя — до остальных руки не доходят. Так появилась услуга, которую в компании "ШАГ" назвали "третий глаз".

Приглашение консультанта, который бы контролировал работу генерального менеджера и докладывал о ней владельцу, ставит самого консультанта в весьма деликатную ситуацию. "Быть смотрящим от владельца и доносить на менеджера — это не консалтинг, — убежден Емельянов. — Мы поняли, что единственный способ в таком тонком деле, как сохранение чести консультанта, — стать полезным и владельцу компании, и генеральному менеджеру". Нередко на предприятии существуют так называемые КРО (контрольно-ревизионные отделы). Они тоже призваны надзирать за бизнесом. Но этот надзор касается в основном финансов и безопасности. В "ШАГе" пошли дальше и решили дать менеджменту инструмент обратной связи. Консультанты договариваются с клиентом о том, что определенное количество времени в неделю работают на его компанию. Основные виды работ — посещение ключевых деловых совещаний, сбор и анализ финансовой информации, работа с командой менеджеров разного звена над текущими проблемами.

Преимуществом своей услуги в "ШАГе" считают глубокое проникновение в бизнес. Самые важные для владельца показатели — это оборот и рентабельность. Но если ориентироваться только на них, можно упустить принципиальные моменты, вязанные со стратегией, коммуникациями, то, что невозможно проследить с помощью отчетов", — говорит Евгений Емельянов.

- Но менеджеры наверняка все равно напрягаются, когда узнают, что теперь вы будете за ними присматривать?

- Они всегда поначалу напрягаются. С ними надо быть честным, рассказать о своих задачах. Например, их очень успокаивает, что мы посылаем им копию отчета о работе компании, который предоставляем владельцу.

В "ШАГе" не утверждают, что быть "третьим глазом" архисложно. Скорее это обычная для консалтинговой компании диагностика плюс доверие и дипломатия. Единственное, что критично и достигается только через практику, — умение держать позицию. "Важно использовать свои экспертные полномочия, но при этом не превратиться в стукача, необходимо способствовать конструктивному диалогу менеджера и собственника, — говорит Евгений Емельянов.- При этом надо понимать, что далеко не всегда причиной проблем бывает менеджер. Владельцы у нас народ творческий, у них вечно семь пятниц на неделе, а потом они обвиняют менеджеров в недостижении целей. С этим злом мы боремся так: фиксируем его собственные распоряжения и потом в случае необходимости предъявляем ему эти документы. Мы работаем не в интересах владельца, а в интересах его бизнеса, потому что бывают моменты, когда интересы бизнеса противоречат личным интересам".