Форма поиска

Вы здесь

К изменениям готовы!

Версия для печати

Почему из «морских котиков» получаются консультанты по изменениям?

Журнал БОСС 6
07.06.2017

 

Пиком менеджерского мастерства не зря считается управление корпоративной культурой и проведение сложных организационных изменений. Конечно, непросто «с нуля» построить Фейсбук или Гугл. Но перестроить Крайслер, как это в свое время сделал Ли Якокка, с точки зрения менеджмента, гораздо более сложная задача.

Для проведения таких непростых изменений часто привлекаются внешние консультанты. Мы, что естественно, внимательно следим за их опытом. И из наблюдений последнего времени неожиданно сделали для себя странное на первый взгляд открытие. Консультанты по изменениям нашего времени, во-первых, «помолодели». Среди них все чаще встречаются не убеленные сединами и вековым опытом ветераны, а относительно молодые 35–45-летние специалисты. И, во-вторых, среди них с завидной регулярностью стали появляться отставные военные, и не просто военные, а спецназовцы, как, например, бывшие служащие подразделения «морских котиков» США.

Напомню: Navy SEAL, «морские котики» — суперэлитное спецподразделение, глядя на которое в армии США бледнеют от зависти не только рядовые войска, но и пресловутые рейнджеры, и носители беретов всех цветов, от зеленого до красного с крапчатым в том числе.

И вот отставные служащие этих войск, перед которыми открыты практически все двери, выбирают профессию бизнес-консультанта, специалиста по изменениям. Конечно, это тоже элита среди консультантов. Но все же — что это? Случайный выбор?

Нет. Интересно, что все они прямо связывают свою новую специальность с армейским опытом. Причем прежде всего на уровне идеологии и философии обеих профессий. Одна и та же идеология в основе и той, и другой работы. Главное, чему учат «морских котиков» — кроме естественных физических истязаний, бесконечного бега, плавания и стрельбы, это готовности к тому, что ситуация способна измениться в любой момент. Одна из самых ключевых компетенций, которой должны обладать командиры подразделений «котиков», — способность предвидеть и хорошо подготовиться к изменениям до того, как они наступили. Вся «бизнес-модель» действий подразделений «морских котиков» строится на этой философии.

Да, любая операция планируется, и при этом просчитывается бесконечное количество вариантов. Правда, в конечном счете истинным остается базовое утверждение: «Ни одна операция никогда не происходит в точном соответствии с планом». То есть, как утверждалось в девизе наших юных пионеров (впрочем, он же — девиз американских бойскаутов, откуда, собственно, и был заимствован), «Будь готов!» — «Всегда готов!».

Поэтому командир «котиков» обязан проделать все то, что проделывает консультант по изменениям. Четко сформулировать цель, обозначить требуемый результат операции. Спланировать действия в десятках возможных вариантов с учетом всех теоретически и практически возможных рисков и препятствий. Подготовить команду, способную выполнить задачу. Распределить роли и снабдить людей необходимыми ресурсами и полномочиями. Добиться от них убежденности в выполнимости задачи и не давать застревать в шаблонных способах действий и решений. И, наконец, провести свою команду к цели, не теряя, по возможности, ни секунды. Но и, с другой стороны, сталкиваясь с новыми обстоятельствами, свято соблюдать и еще одну заповедь «котиков» — «Не нестись навстречу смерти». То есть остановись и подумай. Измени планы. Перестрой приоритеты и задачи «команды». Дай им поверить, что новый план сработает. И тогда — снова бросок вперед…

Помнится, пару десятков лет назад, когда мы лишь начинали заниматься консультированием, наши коллеги подарили нам книгу по актуальной и модной в то время теме. Называлась она Learning Organization — «Организация, которая обучается»… Времена изменились, да так, что именно изменения, их глубина и скорость сами стали квинтэссенцией нового времени, экономики new normal. Поэтому далеко не случайно появление в рядах консультантов «морских котиков». И этот период требует чтения новых книг. Их уже написаны сотни, однако объединить их стоило бы под одним названием: Changing Organization — «Организации, которые умеют меняться».


ЕМЕЛЬЯНОВ Евгений Николаевич, президент Консалтинг-Центра «ШАГ», член правления Ассоциации консалтинговых компаний (АСКОНКО). Родился 31 октября 1953 года. Окончил факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, затем — аспирантуру Института истории естествознания и техники РАН, в 1982 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1992 году проходил стажировку в Institute of International Connection (США), член Ассоциации независимых директоров в статусе «директор».

Более 25 лет опыта профессиональной деятельности. Принимал участие в почти 500 консалтинговых проектах, работал с более чем 250 российскими и западными организациями в различных отраслях: промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, торговля и дистрибуция, логистика, телекоммуникации, финансы и страхование, информационный, рекламный и издательский бизнес, обучение, общественные организации, НКО, городские власти.

Автор публикаций в ведущих бизнес-изданиях. Член редколлегии журнала «Организационная психология». Член редсовета периодического издания «Жизнь бизнеса». В соавторстве с С.Е. Емельяновой выпустил книгу «Психология бизнеса» (Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. — М.: АРМАДА, 1998), редактор альманаха «RE: бизнес-дворянству» (М., 2008), редактор книги «20 лет — 2.0-Х.О. (к 20-летию Группы компаний «ШАГ»)» (М., 2015).