Форма поиска

Вы здесь

Какой бизнес придет на смену сегодняшнему?

Версия для печати
Retail.ru
22.04.2016

Какой бизнес придет на смену сегодняшнему?

Текущая модель бизнеса изменяется. Мы наблюдаем переход от фокусировки «товарно-центрированного» бизнеса к «клиент-центрированной» модели. В связи с этим меняются технологии управления компанией и способы мотивации людей.
Более подробно о том, почему происходит закат старой модели бизнеса и какой бизнес придет ему на смену рассказали Евгений и Светлана Емельяновы, владельцы консалтинг-центра «ШАГ».

Новые бизнесы – нишевые и отнюдь не вечные

Еще до недавнего времени российский рынок был относительно  слабо насыщен товарами и услугами. Именно поэтому любая услуга или товар выведенные на рынок были почти всегда востребованы. Ситуация последних лет показывает, что в России, также как и во всем мире, происходит изменение потребительского поведения – произошло некоторое насыщение товарами, экспансия торговых сетей приостановилась или сильно замедлилась. Новые виды бизнеса, которые наблюдает ШАГ, нишевые, чаще всего связаны с IT технологиями или с развлечениями и услугами. И это - бизнесы нового поколения. При этом, по прогнозам консультантов ШАГа, скорость сменяемости этих бизнесов будет выше, чем у бизнесов 20 века. Даже если кто-то придумал уникальных IТ-продукт, он не сможет «вечно», как сегодняшние монстры рынка, «почивать на лаврах». Продукт может быть достаточно быстро воспроизведен конкурентами и/или независимо от производителя «изобретен» в другой части света. Поэтому бизнесам придется придумывать все более нишевые продукты и дробить ниши, а продукты будут все более бюджетными. Это связано с основными тенденциями экономики new normal – старением населения, высокой долей закредитованности населения и бизнеса, переходом на краудсорсинговые платформы, изменением IT-технологий, которые меняют сознание человека и его потребительское поведение. Емельяновы прогнозируют рост предложений для возрастной и «пенсионной» аудитории, ведь именно их не ближайшие десятилетия станет больше, а их финансовые возможности будут выше, чем у остальной аудитории.

При этом, растет количество запросов от уже давно существующих производственных компаний на изменения. Компании понимают, что мир стремительно меняется. И если розничные компании пытаются работать с лояльностью бизнеса, с omni channal и предугадыванием потребительских желаний на основе анализа покупательского поведения, то производственные компании оказались в еще более сложном положении: перенастроить «конвейер» и производственные процессы быстро не получается. Поэтому эффективное использование текущих ресурсов, стратегия и планирование выходят на первое место в головах управляющих.

Продавцы 21 века

Как рассказала Светлана Емельянова, прообраз бизнеса-будущего – современные агрегаторы такси. Их организация позволяет нанимать низкоквалифицированный персонал, быстро и дешево его обучать и быстро выводить на уровень рентабельности. Ведь еще недавно стоимость такси была высока: уникальный специалист, таксист, должен был хорошо знать город. Таких людей и машин было мало, ожидание машины клиентом было долгим, а стоимость поездки была высока. 
Сегодня, несмотря на все минусы массового такси, время подачи машины составляет несколько минут. Даже в мегаполисе пассажир, благодаря навигатору, может доехать из точки А и точку Б за сравнительно небольшую сумму. Большинству сотрудников компаний завтрашнего дня просто не надо будет думать о том, что предложить потребителю. На входе в магазин будет «считываться» его профиль, система в режиме реального времени проанализирует его предыдущие покупки и на планшет «продавца» будут выведены предложения товара, который, по мнению системы, закончился у покупателя, то, что может сейчас заинтересовать в данную минуту, и то, что обычно предлагают в сопровождение к этому набору. Продавцу останется только озвучить то, что написано на экране. И это - не научная фантастика, а «покупка» недалекого будущего.

Скорость изменений очень высока. Новые модели и технологии, смена поколений и экономических моделей  меняют не только привычную покупательскую среду, но и работу компаний, требуя быстрых и регулярных изменений.