Форма поиска

Вы здесь

Когда 1+1=3, или Чем опасны тимбилдинги

Версия для печати
Rjob.ru
26.02.2016

Тренинги по командообразованию и сплочению коллектива из модного бизнес-увлечения превращаются в реальный инструмент повышения производительности. Только всем ли они подходят? Rjob выяснил, когда без тимбилдинга лучше обойтись, а когда – применять, но с особой осторожностью.

Инструмент развития или массового подавления?

Цель корпоративных мероприятий – создать из разобщённых сотрудников единое целое, команду, которой по плечу любые задачи. Все они строятся на принципе синергии – предположении, что один плюс один равно не два, а три, то есть, что вместе мы можем гораздо больше, чем каждый по отдельности. Классические игры и тренинги учат доверять партнёрам, прислушиваться к мнению коллег, распределять роли и с максимальной пользой применять на практике совместно разработанные идеи.

Но это в теории… а на практике все компании, как и все люди, разные. Психолог и коуч Ольга Китаина отмечает, что причина негативных последствий тимбилдингов кроется в том, что услуги командообразования многие тренеры стали предоставлять, как с конвейера – без опоры на особенности компании и её сотрудников, без глубокого анализа поставленных задач.

Неподходящие мероприятия для неподходящих сотрудников 

Чем точнее подобраны командообразующие мероприятия для конкретного коллектива, тем больший эффект получится на выходе. Но есть типы профессий и специальностей, для которых в принципе неприменим тимбилдинг.

Ольга Китаина, психолог, коуч, основательница Центра Психологии и Развития «Ориентир»

К примеру, тренинг на заводе среди сотрудников, которые обслуживают конвейер, должен выглядеть как простые игры на разряжение обстановки, узнавание друг друга, на совместный комфорт и упражнения на навыки для обслуживания конвейера. Но если в ситуации, когда эти люди должны максимально долго оставаться на своих местах и просто этому радоваться, а работодатель проводит более сложный тимбилдинг с распределением ролей в зависимости от потенциала и эффективности человека, то это сильно расшатывает психологическое состояние его участников.

Но как бы ни был глубок анализ сотрудников, среди них всегда может оказаться интроверт или творческий одиночка, которому не по душе шумные компании, разделение ответственности с соседом по офису и чужая роль в корпоративном театре. В случае «обязаловки» такой человек скромно отстоится в сторонке, необходимый минимум заданий выполнит без энтузиазма. А если таких сотрудников несколько, то демонстративным равнодушием они могут дружно завалить всё мероприятие.

Маркетолог одного из российских мясоперерабатывающих концернов, пожелавшая скрыть своё имя, чтобы сохранить работу, сообщила: «Со стороны все эти сплавы на байдарках, выходные на лоне природы и корпоративный пейнтбол кажутся раем земным! «Работать в компании интересно и увлекательно, мы все такие дружные»! Но на самом деле далеко не всем нравится сплавляться на байдарках… Я никогда не любила турпоходы, но отказаться от участия не могу – за это штрафуют. Создаётся впечатление, что в выходные продолжается работа. Кроме того, часто на мероприятия нас вывозят за город, а мобильные нужно выключить или оставить дома. Близкие не могут с тобой связаться, из-за этого постоянно переживаешь. Ситуация сама по себе не комфортна. А постоянно обращаться к руководителю, чтобы он дал воспользоваться единственным на группу работающим телефоном – ещё и унизительно. Но как объяснить это руководству, я не представляю. Если они не понимают этого сами, то вряд ли что-то изменит мнение рядового сотрудника».

Обратить внимание нужно и на сами задания и сценарии игр и тренингов по командообразованию. Они не должны быть слишком сложными и утомительными, но и примитивные игры вряд ли заинтересуют профессионалов. 

Евгений Яров, руководитель московского учебного центра ритейлера «Связной»

Тимбилдинг – это вызов, сложная задача, которую можно решить совместно. Узнайте свою целевую аудиторию – это очень важно учитывать при проработке сценария. Иногда приглашать бухгалтеров на экстремальный сплав по горной реке - не самое верное решение.

У нас был пример, когда мы придумали слишком сложные задания для тренинга по командообразованию.  В итоге на последнем упражнении, где нужно было собрать пазл, у сотрудников пропал энтузиазм. Упражнение было сложным и долгим. Эффект тренинга смазывался, и команде тренеров пришлось вытягивать результат на себе. По завершении мы понимали, что участники утомились и предложили перебраться в лаунж, чтобы обсудить результаты. 

Когда команда – это проблема

Далеко не всегда бизнесу в принципе выгоден сплочённый коллектив. Иногда управляемый, подконтрольный конфликт становится двигателем прогресса. Соревнующиеся подразделения (например, региональные филиалы) или отдельные сотрудники, каждый из которых выполняет примерно одинаковые задачи (например, менеджеры в отделе продаж) приносят куда больше пользы и финансов, оглядываясь на соседей по цеху. В погоне за лидером подтянутся и середнячки, и даже отстающие сотрудники, которые раньше не показывали феноменальных результатов.

Татьяна Ламекина, консультант Консалтинг-Центра «ШАГ»: «Иногда лучше, чтобы менеджеры работали «по отдельности». Владелец нефтеперерабатывающего заводика решил, что надо быть «как все» и провести тимбилдинг. По веточкам попрыгать, над доверием поработать, лозунги покричать. Исполнители «праздника жизни» пару недель его отговаривали. Но сдались и сделали свою работу, как привыкли, очень хорошо. Правда, итог оказался «не очень» – если раньше нефть воровали литрами, то теперь подружившаяся команда стала воровать цистернами».

Кому доверить командообразование

Вреден тимбилдинг может быть и в том случае, когда занимаются им совершенно посторонние компании люди. Идеальный вариант, когда тренинг проводит опытный HR-специалист, работающий в компании и знающий все её особенности, знакомый с сотрудниками и анализирующий полученные данные. Но чаще это поручают бизнес-тренерам и event-агентствам со стороны.

Приглашая наёмного тренера для сплочения коллектива, не стоит ждать чудодейственного пинка, который запустит все процессы в компании в нужном режиме. Придётся тщательно подготовиться и принимать непосредственное участие в разработке корпоративных программ, чтобы предоставить необходимые данные для продуктивного распределения ролей в коллективе.

Кроме того, не последнюю роль играет линейный руководитель и даже генеральный директор. Именно они в ежедневном режиме выстраивают команду, подбирают персонал и налаживают взаимодействие. Поэтому им как никому другому необходимо участвовать во всех тимбилдинг-сессиях.

Тимбилдинг по рецепту

Участие руководителей коллектива в тимбилдингах может как сплотить коллектив единомышленников, так и полностью его развалить. Не удивительно, что далеко не все начальники готовы к корпоративным тренингам, ведь чаще всего это не сулит ничего хорошего.

Ольга Гесс, владелец студии позитивных событий TamTam

Если неправильно выбрана стратегия проведения тимбилдинга, допущены ошибки в расстановке приоритетов, то в коллективе сбивается дальнейшая субординация. Сейчас всё популярнее «ролевые тимбилдинги», где каждому игроку даётся определённая роль, чтобы он почувствовал на себе ответственность должности другого человека. Это помогает осознать важность каждого сотрудника в коллективе, но при неверной перетасовке начинающие тренеры могут возложить на шефа роль «человека на побегушках», а охранника сделать лидером. Команда успешно справится с заданиями, а авторитет «железного» начальника пострадает. Причина не в том, что он ненадолго оказался в самом низу карьерной лестницы, а скорее в том, что его место дали занять некомпетентному сотруднику, и команда всё равно пришла к цели. Создаётся субъективное ощущение, что руководить легко.

Какую бы стратегию тимбилдинга и тренингов не выбрала компания, следует для начала определиться:

  • требуется ли перераспределять роли в коллективе, исходя из способностей и потенциала каждого из его членов;
  • не будет ли более эффективна конкурентная работа, если сотрудники выполняют одинаковый перечень заданий и их навыки не дополняют друг друга;
  • кто принимает участие в разработке сценария и как наилучшим образом донести до тренера ситуацию в компании;
  • как не повредить авторитету руководителя в процессе корпоративных игр;
  • как поступить с сотрудниками, которым не нравится быть частью коллектива – индивидуалистами и интровертами;
  • какие из вариантов тимбилдинга действительно интересны персоналу.

Только если сотрудник добровольно занимает активную позицию в корпоративной игре, можно добиться по-настоящему масштабных результатов, которые в разы превышают суммы, затраченные на совместное времяпрепровождение.