Форма поиска

Вы здесь

Построение классификации услуг в сфере управленческого консультирования

Версия для печати Электронный научный журнал № 2 (2) 2015
30.11.2015

Введение

Сегодня сфера управленческого консультирования – одна из наиболее молодых, бурно развивающихся и востребованных отечественной экономикой профессиональных областей. По данным ежегодных рейтингов агентства Эксперт РА, с 2004 по 2013 годы совокупная годовая выручка российских консалтинговых компаний-участниц рейтинга выросла 25,7 до 134,2 миллиардов рублей, а число занятых специалистов – с 11,7  тысяч до 31,8 тысяч. Таким образом, о значимости и востребованности профессии  рыночный спрос языком цифр говорит сам за себя. Однако для успешного развития управленческого консультирования в масштабах страны профессиональному сообществу остро не хватает единой терминологии, единого понимания задач и границ управленческого консалтинга, единой системы требований к специалистам.
Следствием такой «анархии» является отсутствие у потенциальных потребителей консалтинговых услуг однозначных представлений о деятельности консультантов, об их возможностях, решаемых задачах, продуктах и результатах. Соответственно, у потребителей нет надёжных критериев оценки и отбора консультантов, предлагающих свои услуги. Это ведёт к распространению на консалтинговом рынке предложений от исполнителей, которые не обладают достаточной квалификацией, к неудовлетворительным результатам их работы. В конечном счете, деятельность недобросовестных «консультантов» ведёт к подрыву доверия к профессии и торможению ее развития.
Ещё одно обстоятельство – существующий разрыв между становящейся профессией консультанта по управлению и системой образования, задача которой - обеспечить подготовку специалистов, в том числе и для консалтинговых компаний и подразделений. Выпускник высшей школы с любым образованием прежде, чем приступить к самостоятельной работе в качестве консультанта по управлению, вынужден проходить длительную, подчас сравнимую по срокам с получением образования, стажировку на рабочем месте.
Выработка общенациональных профессиональных стандартов (ПС) для консультантов должна послужить значимой вехой в решении обозначенных выше проблем.
Сфера управленческого консультирования достаточно широка и разнообразна, поэтому разработка системы ПС, которая «покрывала» бы всю её целиком, предполагает значительное количество стандартизируемых разновидностей консалтинговой работы. Очевидно, что в реальные сроки выполнение такой задачи под силу лишь нескольким параллельно работающим коллективами, концентрирующим свои усилия на разработке 1-2 ПС. Но для того, чтобы скоординировать деятельность разработчиков ПС, область консалтинговых услуг должна быть разграничена и размечена. Необходима адекватная общая классификация консалтинговых услуг, принимаемая сообществом консультантов. В противном случае авторы различных частных стандартов будут постоянно «толкаться локтями» и обвинять друг друга во вторжении на чужие территории. В настоящей статье предпринята попытка разработать и предложить сообществу консультантов по управлению такую классификацию.

Существующие классификации консалтинговых услуг

В настоящее время в отечественной литературе о консалтинге лидирующее место по упоминаниям и цитированию занимает Европейский справочник-указатель консультантов по управлению. Это наиболее подробная, двухуровневая классификация, подразделяющая услуги консультантов на 8 классов, между которыми распределены около ста видов услуг [1,2].
Однако, анализ данной классификации обнаруживает грубые нарушения логических принципов построения классификационных структур.
Например, раздел «Общее управление» содержит явно не «общую, а маркетинговую услугу «определение конкурентоспособности/изучение конъюнктуры рынка». Вместе с тем, в раздел «Маркетинг» помещена услуга «исследование рынка», практически не отличающаяся от «изучения конъюнктуры рынка» в «Общем управлении». В раздел «Общее управление» внесена «оценка бизнеса» - услуга, по характеру деятельности и профессиональных знаний консультанта куда более подходящая для раздела «Финансовое управление». В перечисленных примерах нарушено логическое правило запрета на пересечение в классификации объёмов видовых понятий [3,4]. В этом же справочнике-указателе, в разделе «Специализированные услуги», смешены основания при делении понятий: наряду с юридическим консалтингом, информационным консалтингом, и т.п. (услуги выделены на основании предмета работы консультанта), фигурирует «обучающее консультирование» (основание выделения этой услуги – не предмет, а метод работы консультанта). Подобные логические неувязки и нарушения логических правил деления понятий, пересечения классов и смешения оснований, не позволяют воспользоваться классификацией как полноценным средством «разлиновки» сферы деятельности консультантов по управлению.
Классификация, предложенная Европейской Федерацией Консультантов FEACO (официальный сайт FEACO) также вызывает вопросы в плане корректности группировки услуг: непонятны основания объединения финансовых и административных систем в один блок, спорно исключение категории «маркетинг» из блока «исследования окружающей среды». К тому же, эта  классификация является одноуровневой и не задает однозначных критериев и правил отнесения конкретной услуги к одному из ее восьми  классов.
Второе, что хотелось бы отметить в этой связи: ни в рассмотренных нами выше, ни во множестве других проанализированных нами классификаций консалтинговых услуг авторы не формулируют в достаточно явном, детальном и аргументированном виде основания их построения. 
Целые числа можно расклассифицировать на отрицательные, положительные и нуль. При этом мы уверены, что перечислили все их виды. На чём основывается эта уверенность? На понятии целого числа и способе построения целых чисел, в конце концов – на наглядном представлении числовой оси. Ядерные взрывы подразделяются на высотные, воздушные, наземные/надводные и подземные/подводные. Что в этой классификации придаёт нам уверенность в её полноте? Мы представляем глобус либо картинку из учебника и видим модель земного шара и окружающей атмосферы. Модель наглядно демонстрирует нам все возможные на нашей планете типы сред. Такая модель, - целостное, замкнутое изображение предметной области, на которой мы базируем основание классифицирования и на которой можем «проследить» полноту выделенных классов. К сожалению, ни в одной из классификаций услуг управленческих консультантов не предложена модель предметной области, соотносясь с которой можно было бы делать выводы о полноте и корректности выделения подклассов. Почему именно так сгруппированы услуги консультантов? Можем ли мы быть уверенными, что в классификации ничего не упущено? За ответами на эти вопросы обращаться некуда.

Логико-методологические требования к разработке классификации услуг управленческого консультирования 

Приступая к созданию классификации услуг консультантов по управлению, мы исходили из следующих предпосылок:
1.    Классификация должна быть корректной и по возможности удовлетворять всем логическим требованиям деления понятий.
2.    Основание для выделения классов должно базироваться на понятной, логичной и достаточно полной модели такой предметной области как «управление организацией».
3.    Классификация должна формировать группировку консалтинговых услуг, в целом не противоречащую уже созданным классификациям; она не должна отличаться от них радикально.

Виды управления в организации

За основание для классификации мы взяли трёхуровневую модель управления, организацией: уровень корпоративного управления, уровень «общего управления»  и уровень функционального управления. 
Корпоративное управление (corporate management) – управление организацией со стороны её учредителей на уровне постановки и решения стратегических задач. Наиболее распространенными на сегодняшний день органами корпоративного управления являются Наблюдательные Советы (Советы директоров) , которым подотчётны единоличные исполнительные органы управления организацией.
Общее управление (general management) – область управленческих полномочий и ответственности Генерального директора/Управляющего организацией. Его задача – обеспечить координацию и эффективную деятельность организации в целом.
Функциональное управление (functional management) - область управленческих компетенций руководителей подразделений, отвечающих за частные задачи и функции вверенных им подразделений.
Исходя этих различений, трёхуровневая модель управления организацией, выглядит следующим образом (рис.1):

Новая классификация услуг в области управленческого консультирования

Приведенная трёхуровневая модель позволяет структурировать сферу деятельности управленческих консультантов и выделить в ней единицы, соответствующие видам профессиональной деятельности. Один вид консалтинга соответствует уровню корпоративного управления (такой вид услуг уже существует даже на отечественном рынке), один вид консалтинговых услуг – соответствует уровню «общего управления», и несколько видов услуг – уровню функционального управления.
К уровню функционального управления в первую очередь следует отнести виды консультирования, выделяемые большинством распространённых в русскоязычной литературе классификаций. Согласно данным нашего анализа, к таким услугам относятся прежде всего: 
•    Консалтинговые услуги в области управления финансами
•    Консалтинговые услуги в области маркетинга
•    Консалтинговые услуги в области информационных технологий
•    Консалтинговые услуги в области управления персоналом
•    Консалтинговые услуги в области управления производством
Перечень остается открытым и может пополняться новыми видами услуг (блок «Другие виды «функционального консалтинга» на рис. 2), появляющимися в мире в связи с быстрым инновационным развитием сферы управления организацией. По всей видимости, в числе таких услуг в ближайшем будущем появятся услуги консалтинга в сфере управления виртуальными службами, управления знаниями, управления талантами, управления большими данными, управления бенчмаркингом и тому подобное. 

 
Рисунок 2. Виды управленческого консультирования

В приведённой классификации консультационные услуги классифицируются в зависимости от того, кто фактически является потребителем этих услуг. При этом заказчик и потребитель услуг консультанта характеризуются однозначно заданной функциональной позицией в системе управления организацией.
Список литературы
1)    Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России: Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. М.: Финстатинформ, 1995. 176 с. 
2)    Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по дисциплине, банк тестов по дисциплине, учебная программа. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 2004. 226 с.
3)    Гетманова А.Д. Логика. Для педагогических учебных заведений. М.: Новая школа, 1995. 415 с.
4)    Пахомов Ю.В. Логика естествознания. М.: Космополи