Форма поиска

Вы здесь

Продать бизнес: 7 причин для продажи компании

Версия для печати dailymoneyexpert.ru
07.08.2017

В кризис бизнес не только покупают, но и продают. Что именно вынуждает предпринимателей расстаться с созданными компаниями, узнали у экспертов.

 handshake 1205055 1280 780x380

Причина № 1. Нет прибыли

Одной из наиболее распространенных причин продажи бизнеса является его низкая финансовая рентабельность. 80% собственников малого бизнеса стремятся «избавиться» от дела, которое не приносит дохода, но стабильно требует финансовых и других затрат. Ухудшает ситуацию закредитованность и прочие возможные долги, приобретенные на старте.

Григорий Беспалов, директор образовательного направления, партнер консалтинговой группы «Беспалов и партнеры»: «Если говорить о малом бизнесе, то чаще всего встречаются ситуации, когда владелец пытается продать бизнес, который реально не приносит хорошего дохода, и, зачастую, плохо масштабируем. Это попытка „сделать вид“, что все хорошо, когда сил и возможностей реально продолжать бизнес нет. Такая продажа редко завершается успешно, интернет пестрит сотнями объявлений о продаже хостелов, кафе и других микропредприятий. Спроса на них особо нет».

Причина № 2. Отсутствие развития

Бизнес может приносить небольшой, но стабильный доход. Однако если перспектив роста у компании не намечается, потенциала к дальнейшему продвижению нет, многие предприниматели задумываются о продаже такого дела. Невозможность масштабирования и расширения часто ведет к падению интереса к проекту.

Эмиль Мартиросян, доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС: «На мой взгляд, самая распространенная причина продажи бизнеса — это невозможность двигаться дальше. Когда предпринимателем достигнут потолок развития, при котором нет возможности наращивать продажи товаров и услуг из-за высоких барьеров входа в В2В или В2С товаропроводящие сети с одновременно увеличивающимся конкурентным давлением. Этот фактор обуславливает сокращение кратно показателей рентабельности».

Причина № 3. Уход на пенсию

Сегмент малого и среднего бизнеса часто зависит от конкретного человека, который им владеет. С его уходом предприятие может терять целесообразность существования и экономическую эффективность. Если все бизнес-процессы завязаны на владельца, который собрался на отдых, ему проще продать свое детище, чтобы избежать дальнейшей стагнации.

Григорий Беспалов: «Часто встречаются случаи, когда собственник — это человек в возрасте. Он просто устает от бизнеса, а дети по каким-то причинам продолжать развивать его не хотят. Яркий пример — поколение „красных директоров“, которым сейчас уже за 60, а их предприятия, десятки лет выстраиваемые потом и кровью, сейчас стагнируют, и нет ни ресурсов, ни здоровья у собственника пытаться их модернизировать и развивать. Если оставить их на старый менеджмент, то большинство таких предприятий ждет незавидная участь — они неизбежно проиграют более молодым и современным. Для такого собственника часто продажа бизнеса — это некий „уход на пенсию“ с чистой совестью: передать предприятие в хорошие руки, а не закрыть. Определенный потенциал у таких компаний есть, поэтому все зависит от умения собственника договориться о приемлемых условиях продажи».

Причина № 4. Начало нового дела

Для некоторых предпринимателей каждый новый проект — это лишь ступенька в процессе непрерывного развития. Построив успешный бизнес, они теряют к нему интерес. Этот вызов принят, эта проблема решена. Наступает этап, когда нужно двигаться дальше.

Эмиль Мартиросян конкретизирует: «Одной из распространенных причин продажи бизнес-проектов среднего масштаба является пик капитализации. Некоторые предприниматели понимают, и чувствуют свой пик стоимости бизнеса, при котором объективно оценивают не возможность повторения его в будущем. На этом этапе предприниматели выходят из бизнеса с максимальной премией и готовы часто к инвестициям в новые проекты».

Причина № 5. Часть стратегии

В крупном бизнесе сделки по продаже разработанных проектов не редкость — ежегодно около 70% договоров купли-продажи бизнес-проектов осуществляются с целью дальнейшего укрупнения и диверсификации предприятий.

Григорий Беспалов разъясняет: «В крупном бизнесе сделки слияний и поглощений — это не редкость. Здесь игра ведется по-крупному, и нужно говорить о глобальной стратегии собственника. Она может быть направлена на интеграцию — построение большого холдинга, диверсификацию — когда создаются группы компаний в разных направлениях, или инвестиции с целью добиться максимума на отложенный капитал — и тогда владелец активно „выращивает“ и продает предприятия».

Причина № 6. Спасение другого бизнеса

Нередко человек оказывается в кризисной ситуации, требующей смелых и даже отчаянных решений. В таких случаях продажа одного бизнеса помогает выжить другому.

Юлия Капитанчук, партнер консалтинг-центра «ШАГ»: «Человек владеет разными бизнесами, в какой-то момент один из них оказывается в сложном финансовом положении (кредиты, недостаток финансирования на развитие и т. д.). Предприниматель продает весь или долю в другом, успешном бизнесе, чтобы обеспечить финансирование».

Причина № 7. Конфликт владельцев

Нередко создателями бизнес-проекта являются двое или больше партнеров, которые расходятся в представлении о том, как должен развиваться бизнес. Одним из возможных выходов в таких обстоятельствах является продажа бизнеса, к которой прибегают в 40% ситуаций.

Юлия Капитанчук отмечает: «Причиной продажи бизнеса могут стать конфликты владельцев, которые не могут договориться о путях развития бизнеса, не дают друг другу принимать решения. Достаточно распространенная ситуация, когда конфликт возникает между владельцами, которые, несколько лет проработав вместе, перестали находить общий язык по вопросам управления. Часто этот процесс можно остановить, внедрив правила корпоративного управления, разведя стратегические и операционные вопросы и т. д. Но иногда этот конфликт оказывается в такой стадии, что ведение совместного бизнеса становится невозможным».