Форма поиска

Вы здесь

Управляемый рост состояния: наемный менеджер

Версия для печати Издание «Жизнь Бизнеса» №1
17.01.2003

От редакции

Этой статьёй мы начинаем обсуждение самой актуальной для наших клиентов темы: «управление созданным ими состоянием». Как правило, большая часть этого состояния не «пылится» в банках, а работает в бизнесе. Рост состояния, контроль его сохранности — эти вопросы всегда остаются на первом месте для собственников. Как и все сложные вопросы, они не имеют единственно верных ответов на все случаи жизни. В материалах этой рубрики мы представим подходы, инструменты и технологии, помогающие владельцам растить и контролировать свои бизнесы, своё состояние. В первой статье мы остановимся на теме «Передача оперативного управления бизнесом наёмному топ-менеджеру».

Что важнее всего

Большинство владельцев пока ещё непосредственно управляют своими бизнесами, хотя многие из них серьёзно думают об отходе от текущего управления. К сожалению, наша практика последних двух лет дает не много примеров успешной передачи управления бизнесами наёмным топ-менеджерам. Складывается впечатление, что задача отхода от управления не решается в три хода: «нашел человека» — «договорился о правилах игры» — «передал полномочия». В последнее время мы особенно настороженно относимся к идее передачи бизнеса человеку не из компании. Похоже, что для безопасного отхода от текущего управления владельцу нужно решить три задачи:

  1. Вырастить преемника,
  2. Подготовить компанию к жизни с наёмным управляющим,
  3. Подготовить бизнес к удаленному контролю со стороны владельцев.

Главное при решении первой и, возможно, самой сложной задачи — научить преемника смотреть вперед, жить не только «сегодняшним днем», работать не только на прибыль текущего года, но и на всю будущую прибыль бизнеса. Т.е. работать на интерес владельца.

Одним из важных этапов в воспитании преемника является выбор адекватных критериев оценки результатов его работы на посту Генерального управляющего, к которым можно было бы привязать его вознаграждение.

Здесь не поможет наиболее распространенный сегодня способ — оценка по достигнутой прибыли. Оценка по прибыли стимулирует коммерческую эффективность, но центрирует человека на сегодняшнем дне, не побуждает к «подниманию головы» от текущих дел. Да и высокая прибыль «сегодня» не гарантирует высокую прибыль «завтра» и «послезавтра».

Как это делают сегодня

Наиболее продвинутые собственники сегодня основной целью наёмного управляющего ставят рост стоимости бизнеса. Ведь суть стоимости бизнеса — это «сумма прибылей» владельца за время всей будущей жизни бизнеса. Некоторые владельцы задают менеджерам целевой ориентир в деньгах, другие — в ROA, ROCE или в других фондовых индикаторах. Предпочтительнее привязывать вознаграждение менеджера к абсолютному значению или приросту стоимости бизнеса. «Проценты», как и вообще относительные величины, хороши для сравнения с конкурентами, но высокие значения таких показателей не всегда свидетельствуют о росте стоимости бизнеса.

Выбор стоимости бизнеса как основного критерия оценки менеджеров — это ход в верном направлении. Стоимость бизнесов, которыми владеет собственник — это стоимость его состояния. Это стоимость того, что он может передать своим детям. Рост размеров состояния — это рост суммы денег, которые владелец может использовать для реализации своих желаний и идей. Наращивая стоимость бизнеса, наёмный менеджер будет увеличивать возможности собственников.

Здесь стоит заметить, что оплата труда топ-менеджеров по росту стоимости бизнеса не отменяет необходимости контроля над их действиями. Самые громкие последствия слабого контроля со стороны собственников — это «Энрон» и другие скандалы с фальсификацией информации, которые сотрясают сегодня американский фондовый рынок и всю корпоративную Америку. Менее громкие, но не менее трагические примеры потери бизнеса из-за действий менеджеров могли бы привести бизнесмены из любого уголка России.

Ещё полшага вперед

Выбор оценки результатов по стоимости бизнеса — это только первые полшага на пути построения системы управления стоимостью бизнеса. Ставя управляющему задачи по росту стоимости компании, нужно договариваться о процедуре оценки этой стоимости. Причем о такой процедуре, которая будет максимально объективна. Для считанного количества российских компаний такой процедурой могла бы быть котировка акций на бирже. Для остальных нужен «третейский судья» — незаинтересованное лицо, которое может профессионально определить стоимость бизнеса, учесть влияние специфических факторов отрасли и индивидуальный потенциал компании, её персонала, её рыночного положения и много другого.

Следующий важный этап — определение ключевых факторов, влияющих на стоимость бизнеса. Это позволяет, с одной стороны, совместить представления собственника и генерального менеджера о перспективах и стратегии развития бизнеса. С другой стороны, основываясь на ключевых факторах и степени их влияния на стоимость бизнеса, управляющий может ставить своим подчиненным задачи, решение которых непосредственно связано с ростом стоимости, т.е. с основной задачей управляющего. На этом этапе могут быть особенно полезны результаты работы независимого «третейского судьи», его «взгляд со стороны» на ключевые факторы стоимости бизнеса и степень их влияния на стоимость.

Что дальше

Система управления стоимостью бизнеса — сложный инструмент. Однако он позволяет менеджерам осмысленно принимать решения по проектам, нацеленным на перспективу; оценивать не только отдачу конкретной инвестиции, но и её вклад в рост стоимости всего бизнеса. Это особенно важно в отношении проектов, направленных на развитие инфраструктуры или организационной структуры бизнеса.

Сегодня, например, системы качества обслуживания клиентов (customer service) практически отсутствуют и в сетях продовольственных супермаркетов, и в торговых сетях, занимающихся продажей бытовой техники или автомобилей. По оценкам специалистов, в ближайшие 1,5 — 2 года для продовольственных сетей ведущим фактором стоимости бизнеса останется расположение магазинов (location). Поэтому для их владельцев сегодняшние инвестиции в создание служб customer service не дадут существенного прироста стоимости бизнеса. А вот стоимость бизнеса продавцов бытовой техники, автомобилей и, возможно, одежды, в большей степени будет определяться лояльностью клиентов. Т.е. для владельцев этих бизнесов создание и эффективность служб customer service будет непосредственно влиять на размер их состояния.