Форма поиска

Вы здесь

Слепые зоны в компании

Версия для печати
Блог24
03.03.2016

Если в компании работает больше десяти человек, в ней точно есть слепые зоны – неконтролируемые процессы и действия. Как их обнаружить и ликвидировать? Эксперты считают: на первоначальную диагностику слепых зон нужно потратить всего пятнадцать минут. 

Что такое слепая зона? 

Согласно известной психологической модели «Окно Джохари», слепая зона – это совокупность качеств человека, не заметных для него самого, но очевидных для окружающих. Нечто подобное и в бизнесе. Во многих компаниях имеются процессы и явления, которые не контролируются руководителями: подразделения с хроническими сбоями, невыполненные задачи или запутанные регламенты, раздутый штат или недопонимание между сотрудниками. Это слепые зоны в пределах отдельно взятой организации. Причем такие проблемные места могут быть хорошо заметны со стороны или изнутри – персоналу, партнерам и, к сожалению, даже клиентам. Они ощутимо тормозят бизнес и могут привести его к краху. 

«Допустим, менеджер по продажам регулярно не выполняет план, сообщая, что клиенты в связи с кризисом отказываются приобретать товар, – поясняет руководитель проекта компании Kickidler Андрей Игнатов. – Мол, бюджеты сокращены, закупки заморожены и так далее. Но так ли это на самом деле? Или программисты сообщают, что не могут выполнить работу в срок, потому что возникли непредвиденные ошибки. Или офис-менеджер заказывает воду по сто рублей за бутылку, хотя можно найти и за восемьдесят. Понятно, что директор компании не может контролировать решение всех вопросов. Возникают слепые зоны». 

Почему они возникают? 

В каждой компании могут быть свои причины появления слепых зон: 

  1. некомпетентность руководства в определенных вопросах,
  2. невовлеченность руководства в ключевые бизнес-процессы,
  3. неконкретно прописанные регламенты работы персонала,
  4. отсутствие контроля эффективности бизнес-процессов, быстрый рост компании, неотстроенная внутренняя структура, незаинтересованность ключевых сотрудников в развитии фирмы.  

«Всегда по мере роста компании увеличивается масштаб и сложность не только закупок и продаж, но и обеспечивающих процессов, – рассказывает партнер консалтинг-Центра «ШАГ» Юрий Пахомов. – Теперь в штате уже не бухгалтер, а целая бухгалтерия. Не компьютерщик, а отдел информационных технологий. Вырастает складское хозяйство, появляется транспортное подразделение, компания нанимает юриста, менеджера по персоналу. Вся эта инфраструктура должна работать на ядро бизнеса, на коммерческий блок. Но зачастую бывает, что в инфраструктуре первое лицо разбирается куда слабее, чем в коммерции. Владельцу не хватает компетенций, чтобы оценить профессиональный опыт новых сотрудников, подвести итоги испытательного срока, грамотно поставить задачи и проконтролировать исполнение. Так появляются слепые зоны». 

Чем грозят слепые зоны? 

Когда один из винтиков большой системы дает хронические сбои, это всегда сказывается на общем результате работы. Если бракованных винтиков в системе много, результаты оказываются в разы ниже возможных. Это не значит, что компания непременно идет к краху, но и в лидерах рынка ее не будет. 

«В благополучные времена рост компании достигался за счет увеличения количества сотрудников, – объясняет Андрей Игнатов. – Программисты не успевают сдать работу в срок? Не беда, наймем ещё десять! Менеджеры выполняют план только наполовину? Наймите еще столько же, и план будет выполнен полностью. Сейчас подобное не сработает. Сегодня новых сотрудников не нанимают, потому что даже старых приходится сокращать. В результате компании с низкой производительностью труда и завышенными расходами сильно рискуют». 

Как найти свои слепые зоны? 

Вы можете считать, что в вашей компании всё под контролем, но на всякий случай уделите пятнадцать минут первичной диагностике. Для начала нужно лишь мысленно просканировать деятельность своей организации. 

«Если в компании работает больше десяти человек, слепые зоны есть почти наверняка. – Считает эксперт по маркетингу и бизнес-тренер Александр Левитас. – Их наличие можно очень легко проверить. Руководитель должен последовательно перебрать все подразделения компании, все основные виды работы. И по каждому из них рассказать (самому себе или тому, кто помогает в поиске слепых зон), как обстоят дела в этом подразделении, насколько хорошо оно работает, каковы его основные задачи, какие изменения планируются в обозримом будущем. Если возникли затруднения с ответом – поздравляю, вы только что обнаружили слепую зону!» 

Самостоятельная диагностика – это первый этап выявления неэффективных зон в компании. Следующий шаг: запуск полного аудита. Необходимо рассмотреть роль каждого отдела, каждой группы в бизнес-процессах компании; оценить ее с точки зрения эффективности (отсутствия деятельности ради деятельности), проверить соответствие компетенций руководителей размерам бизнеса. Некоторые эксперты уверены: своими силами обнаружить реальные слепые зоны сложно. Тем не менее, многие руководители запускают такие экспертизы самостоятельно, многие – привлекают консультантов. 

Что делать со слепыми зонами? 

Отыскав в своей компании слепые зоны, можно начать постепенно от них избавляться: отстраивать бизнес-процессы, закреплять их участниками зоны ответственности, подбирать компетентных специалистов, повышать контроль. Существует немало программных решений, позволяющих повысить результат работы тех или иных участков бизнеса. 

«Избавиться от некоторых слепых зон можно, если грамотно выстроить бизнес-процессы, – рассказывает Александр Левитас. – Когда я обучаю российские компании отладке бизнеса, я особо подчёркиваю необходимость первоначального описания каждого вида работы: как выполнять, каким должен быть результат. Затем необходимо наладить систему контроля - регулярной проверки того, что работа действительно выполняется так, как надо. Причём важно использовать несколько способов контроля одновременно. 

А чтобы избавиться от слепых зон, возникающих из-за некомпетентности руководителя, надо наращивать свою информированность. Читать книги, посещать семинары, тренинги, лекции. Конечно, это не позволит стать специалистом сразу во всех областях, да и не нужно, однако сделает понятным то, где бизнес уязвим, каких специалистов нужно привлечь, чтобы эту уязвимость скомпенсировать, а также то, куда идёт рынок, чтобы идти вместе с ним». 

Итак, обращайте внимание на все, что происходит в компании и вокруг нее. Возьмите за правило систематически диагностировать деятельность фирмы. Подбирайте профессионалов и создавайте команду. Четко прописывайте бизнес-процессы и контролируйте их. Удаляйте слепые зоны из вашего бизнеса!