Форма поиска

Вы здесь

Soft skills: как гибкие навыки помогают в карьере

Версия для печати
RJob
19.06.2018

Чем больше общения с людьми предполагает та или иная профессия, тем важнее для неё soft skills. Это так называемые надпрофессиональные навыки, которые, в отличие от hard skills, невозможно подтвердить дипломом об образовании и приобрести на курсах. Rjob выяснил, как soft skills помогают отобрать лучшего соискателя, почему вряд ли получится построить карьеру без «гибких навыков» и кому их попросту не удастся развить. 

Чем отличаются soft skills и hard skills

Чтобы отличить hard skills от soft skills, достаточно открыть два десятка вакансий по одной профессии. В каждой из них будет повторяться один и тот же список «жёстких навыков». Это всё, что можно получить в образовательных учреждениях, на курсах, во время профессиональной переподготовки. Обычно именно эти навыки необходимы для выполнения должностных обязанностей и чётко прописаны в должностной инструкции. Их можно разделить на простые составляющие, оценить и измерить. Сразу понятно, умеет ли соискатель водить автомобиль, с какой скоростью печатает, какими языками программирования владеет, в области какого юридического права специализируется. 
Специалисты сходятся во мнении, что освоить профессию, не владея hard skills, не получится. Но чтобы задержаться в ней и построить карьеру, понадобится уже soft skills. К ним можно отнести позитивный настрой, уверенность в себе, умение работать в команде, коммуникабельность, многозадачность и адаптивность.

Анна Загумённая, Event-директор агентства PR Partner
Можно быть очень подкованным теоретически, но не иметь определённого характера и темперамента. Можно научиться всему, но несоответствие личностных характеристик профессии будет добавлять стресса, что может существенно отражаться на эффективности работы.

Валентина Александрова, внутренний аудитор компании Acsour
Набор требуемых soft skills в отрасли может варьироваться в зависимости от огромного количества факторов, начиная с размера компании и заканчивая предпочтениями конкретного руководителя. В целом, из soft skills для сферы профессиональных услуг наибольшее значение имеет умение работать в команде, чёткое владение своим временем и навык успешного разрешения конфликтных ситуаций. 

Отбираем лучших кандидатов по soft skills

Точно так же, как в объявлениях о вакансии повторяются одни и те же требования, в резюме соискателей повторяются одни и те же навыки и умения. Допустим, специалисты учились в одном вузе, имеют схожий опыт в одинаковых по масштабу компаниях, даже перечень обязанностей один и то же! Как же тогда выбрать лучшего?

Жанна Нечаева, CEO HR Maps
Если работодатель получает 10 резюме с похожими данными, то люди, отправившие резюме, для него тоже одинаковы. Это означает, что работодателю нужно провести анализ soft skills. Для этого разработаны специальные психометрические тесты, которые упрощают процесс найма и облегчают работу рекрутеру. К примеру, Central test позволяет лучше определить психологический профиль кандидата, его поведение, мотивацию и эмоциональный интеллект.

По тому или иному набору soft skills нельзя судить, хороший специалист или плохой – можно лишь выяснить, сможет ли он работать в компании и легко ли ему будет адаптироваться. Не стоит создавать ситуаций, в которых человеку необходимо переступать через себя – личностные принципы и установки в какой-то момент всё равно одержат верх. Чем выше соответствие soft skills сотрудника занимаемой должности, тем выше будет его производительность и лояльность.

Однако есть сферы деятельности, где soft skills выступают в роли «жёстких навыков», без которых просто невозможно выстраивать рабочие процессы. Гендиректор центра «Перспектива» Наталья Сторожева относит к такой сфере рекрутинг. Люди в этом бизнесе являются и активом, и продуктом, а потому наличие эмоционального интеллекта – обязательное условие для успешной работы.

Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»
Для крупного сельскохозяйственного холдинга искали руководителя на вакансию директора мясоперерабатывающего комплекса в Уфе. Уровень требований был очень высоким, над вакансией работали несколько месяцев. Наконец нашли достойного кандидата, но в Санкт-Петербурге. После многоэтапных собеседований и проверок руководство компании сформулировало предложение. Надо было уговорить кандидата переехать на новое место с семьёй. И вот он уволился с работы, забрал ребёнка из школы, для него нашли квартиру и арендовали машину. Осталось прилететь и на следующий день выйти на работу. 
В это время один из заказчиков решил приостановить процесс и отложить выход нового сотрудника на месяц. Не то что бы он передумал или кандидат ему разонравился – просто решил отложить. Как объяснить это человеку, которому осталось 20 минут до посадки в самолёт? Мы смогли, объяснили, нашли слова. Это было непросто, но через месяц кандидат всё же прилетел в Уфу, и успешно работает до сих пор. 

Soft или hard для успешной карьеры?

Во многих профессиях и сферах деятельности hard skills выходит на первый план. И это не только линейная работа. Любой ремесленник в широком смысле слова, будь то модельер-конструктор или программист, строят карьеру на основе «жёстких навыков» – тех умений и талантов, в которых они превосходят коллег. При этом специалист может вообще не обладать soft skills, а переложить коммуникативную часть работы на специально обученных людей. И вырасти в специалиста высочайшей квалификации.
Но в большинстве случаев карьерный рост всё же напрямую связан с soft skills. Этому есть простое объяснение: чем выше должность, тем больше времени специалист тратит на выстраивание бизнес-процессов и коммуникацию с сотрудниками, клиентами и партнёрами. Эксперты советуют руководителям всех уровней прокачивать эмоциональный интеллект, способность к эмпатии, восприятию чужих эмоций и настроений.

Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»
Те, у кого эмоциональный интеллект не развит, просто не «читают» чужие эмоции или не знают, как поступить в том или ином случае. То есть такой руководитель заметит напряжённую обстановку в коллективе, но он не сможет урегулировать ситуацию, не доводя до взрыва. А вот люди с развитым эмоциональным интеллектом – хорошие коммуникаторы. Это полезно в любом коллективе, но особенно важно для руководителей небольших компаний, где все друг друга знают, ежедневно общаются между собой. 

Профессиональное развитие навыков

Большую часть жёстких навыков специалист получает в учебном заведении, а гибких – от природы вместе с определённым типом характера и темперамента. Но и те, и другие навыки можно развить. 

Елена Кисель, партнёр, руководитель направления подбор персонала «ШАГ консалтинг»
Если человек решил, что ему необходимо развивать те или иные навыки, прежде всего надо составить план развития и отразить в нём цели, конкретные шаги и мероприятия. Хорошо, если получится составить план на три месяца, полгода, год. Необходимо, чтобы он учитывал карьерные цели, которые человек себе ставит. Укажите сроки и результаты, которые должны быть достигнуты в каждый период. После этого можно выбирать инструменты развития для каждого навыка. Самые распространённые из них – тренинги, семинары, мастер-классы. Более высокого уровня самоорганизации требует самостоятельное изучение информации и применение полученного знания в реальных ситуациях.
Считается, что развить hard skills проще – чтобы приобрести какой-то практический навык, достаточно опыта, старания и ответственности. С soft skills сложнее, несмотря на то, что в последнее время появляется множество тренингов по тайм-менеджменту, командообразованию, стрессоустойчивости и многим другим «гибким компетенциям». 

Валентина Александрова, внутренний аудитор компании Acsour
Эти навыки довольно серьёзно завязаны на психологические особенности сотрудника, его тип мышления и темперамент. Для их развития недостаточно посетить пару мастер-классов и выучить несколько полезных приёмов – «прокачка» гибких навыков требуют более глубокой и длительной проработки на личном опыте. Как показывает практика, хорошие результаты в развитии soft skills даёт метод шедоуинга – «работа с тенью» – наблюдение за более опытными коллегами. Сотрудник чётко понимает цель такого наблюдения, может разобрать и обсудить всё увиденное с теми, за кем он наблюдает.
Ирина Филякина, заместитель руководителя отдела по работе с персоналом REG.RU
Обычно soft skills требуют большего внимания и времени: человек учится иначе взаимодействовать с окружающими людьми, меняет собственные шаблоны поведения. Поэтому большое значение имеет мотивация и готовность меняться. Прокачка себя полезна всегда. Развиваясь, мы расширяем горизонты своих возможностей, приобретаем новый опыт и получаем эмоции, которых никогда раньше не испытывали.

Как определить, что развивать?

Эксперты обращают внимание, что у разных людей может быть предрасположенность к тем или иным жёстким или гибким навыкам. Но можно идти наперекор этой предрасположенности – и рано или поздно добиться определённого успеха. Но это то же, что и учить читать двухлетнего ребёнка – времени и сил уйдёт гораздо больше, а получить удовольствия от процесса вряд ли получится.

Елена Кисель, партнёр, руководитель направления подбор персонала «ШАГ консалтинг»
Склонность к развитию того или иного типа навыков тесно связана с личностными качествами. Экстравертам проще развивать гибкие навыки, так как они изначально настроены на коммуникации и взаимодействия с другими людьми, им это доставляет удовольствие. Интроверты склонны к более глубокому изучению предметных областей, то есть, к развитию жёстких навыков. Но это не означает, что интроверт не может стать руководителем, а экстраверт – специалистом. 
Кроме того, сами работодатели не всегда понимают, какие именно навыки хотят видеть в соискателе и почему. Почти в каждом объявлении о приёме на работу принято прописывать требования к коммуникабельности, стрессоустойчивости, креативности, дисциплинированности и аналитическим способностям. Порой эти навыки противоречат друг другу и просто не могут уживаться в одном специалисте. 

Карьерный консультант Дмитрий Кошелев в своей работе опирается на концепцию 12 архетипов американского психолога Кэрол Пирсон. Она основана на предрасположенности людей к тем или иным видам деятельности. Главное – определить, что лучше всего получается, развить соответствующие навыки и найти подходящую работу. 
Дмитрий Кошелев, карьерный консультант
Хороший пример – юристы. Профессия одна, но внутри неё много направлений деятельности, каждое из которых требует своих soft skills. Если задача юриста-судебника – участвовать в простых процессах, по которым много судебной практики (например, признания права собственности на строение), то главный soft skill – умение чувствовать «проходное» дело и дружить с судьями и секретарями. Это хорошо удаётся архетипу «Любовник». Если предстоят сложные процессы, то лучше искать человека, способного рубиться не на жизнь, а на смерть – с архетипами «Воин» или «Бунтарь». Таковы герои сериала Suits. Для инхаусов требуется иной скилл – умение делать без «косяков» будничную, процессную работу. Он обычно присущ носителю архетипа «Славный малый». От юристов на аутсорсе требуется умение и желание «нянчиться» с клиентами, и в то же время самостоятельность. Для такой работы я бы посоветовал носителей архетипа «Опекун». Профессия одна, а способности и люди требуются разные. Можно ли тренировать тот или иной soft skill? Можно совершенствовать в процессе практики. Но если изначально такой способности нет, то работа будет бессмысленной. 

Выбирая очередной тренинг или мастер-класс, стоит задаться вопросом, каких целей он поможет достичь в профессиональном плане. Начинающим специалистам нет смысла тратить время на soft skills, пока они в совершенстве не овладеют жёсткими навыками и не наработают опыт. Дальше стоит ориентироваться по ситуации – хотите вы переделывать себя и совершенствоваться ради новой карьерной ступеньки или предпочтёте остаться экспертом в своей области? Какие именно навыки вам ближе всего и какие из них помогут добиться карьерных высот? Исходя из этого и стоит выбирать обучающие программы, мастер-классы и коуч-сессии.