Форма поиска

Вы здесь

Затишье перед бурей?

Версия для печати Журнал «Современная торговля» №8
20.08.2003

Как выжить в кризисе и не расслабиться в период процветания

Российский бизнес движется вперед семимильными шагами. Давно забыты кошмары кризиса 1998-го, и по всем показателям мы все ближе к тем фантастически высоким, «дореволюционным» цифрам. Нормативные акты, регулирующие жизнь бизнеса, меняются уже не каждую неделю, как это было в середине 90-х. а всего-то раз-другой в полгода. На глазах растет благосостояние народа, и это прямо отражается на оборотах торговых фирм, потому что хорошо зарабатывающий народ имеет привычку много покупать. Казалось бы, живи и радуйся. Но перед бурей тоже бывает хорошая погода...

Что же тревожит? Да почти ничего. Кроме, разве что, опыта врачей, которые утверждают, что человек гораздо реже болеет в периоды сильных напряжений и стрессов. Умереть сразу — может, а вот позволить себе болеть в это время — непозволительная роскошь. Непостижимым образом у человека в стрессе пропадают даже считающиеся неизлечимыми хронические хвори. А болезни расцветают как раз тогда, когда стресс проходит. Похоже ли это на ситуацию в бизнесе? И даже очень...

Многие из тех, кто потерял свой бизнес в трудную годину, попались на одном и том же. Дела шли очень хорошо, даже слишком, и предприниматели, в расчете на будущие доходы, набрали себе огромные кредиты под расширение. Сейчас кредиторы таких должников холят и лелеют в надежде на то, что они заработают на долги, но подняться на прежний уровень уже не выходит — хронически не хватает оборотных средств. Банальная история,- скажете вы? Но понятно-то это стало только задним числом.

А сегодня опять все хорошо. Вот и другой бизнесмен, героически переживший кризис, сейчас закупает оборудование в таких объемах, что выплаты по лизинговым договорам вот-вот превысят все возможности привлечения кредитов, не говоря уже о прибыли. Надежда на то, что оборудование успеет «выстрелить» и принести отдачу вовремя. Возможно, он прав, и это — обычный предпринимательский риск. Смущает только, что цифры о соотношении "дебета и кредита" он получил позже того, как принял решение. Просто казалось, что все хорошо и что текущий денежный поток позволяет делать все, что хочется... Но, может быть, сегодня рисковать все-таки лучше на основе расчетов?

Выжившие в кризис учились экономить на персонале. А сегодня, когда все хорошо? Вот фирма, в структуре которой 25 директоров на 45 сотрудников. Остальные, кроме дворников и секретарши, — заместители. Все хорошо, только работа регулярно проваливается. Не директорам же ее делать?

Большая группа фирм застряла в попытках провести структурные преобразования. Что нужно делать — всем понятно. Но не получается; нельзя "перешагнуть через "своих" людей и отношения с ними. «Был бы сейчас кризис, — мечтательно говорят руководители, — мы бы и людей сократили, и зарплаты привели бы в норму. А так — ну никак невозможно...»

В 1998-м году сильно не повезло импортерам. И повезло тем, кто имел дело с отечественным производителем. Но организации выживших импортеров сегодня выглядят гораздо сильнее, чем расслабленные структуры отечественных дилеров. Что же мешало наладить структуры, пока все было хорошо?

Нет нужды множить эти примеры. Резюмируем главное. Именно сейчас, когда в бизнесе все хорошо, его и подстерегают основные опасности. Любой очередной кризис не будет сам по себе причиной падения компаний. Этой причиной будут внутренние проблемы организации, которые накапливаются именно сейчас. Когда все хорошо. Кризис — просто "лакмусовая бумажка", которая быстро выявит слабые места фирмы и определит приговор — жить ей дальше или сходить со сцены.

Нужно ли что-то делать в этой связи? Это вопрос выбора. Ведь когда-то нужно и жизнью насладиться. Когда же это делать, если не тогда, когда все вокруг хорошо -скажут одни, и будут правы в рамках своей логики. Но есть и другая логика. Ее сформулировали еще древние римляне. «Хочешь мира -готовься к войне...», — говорили они и благополучно развивались, пока придерживались этой мудрости. Но потеряли свою цивилизацию, когда им показалось, что уже можно расслабиться и хорошо пожить.

Что это значит применительно к бизнесу? Простую вещь: если сделать что-то нам мешает отсутствие кризиса, значит надо этот кризис создать. Хотя бы внутри своей собственной организации. Многие активно развивающиеся компании именно этим постоянно и занимаются, хотя делается это в меру своего разумения по-разному.

Так, руководитель одной крупной компании рассказал о своей системе управления персоналом. Ключевая идея проста: ежегодно увольняются 30% наименее эффективных сотрудников, но повышаются в должностях и окладах 30% самых эффективных. Чем не постоянный стресс? Другой известный нам руководитель устраивает организационные стрессы ежеквартально, разбирая очередные показатели управленческого баланса.

Многие западные компании тоже понимают опасность расслабления и часто делают неожиданные повороты как раз в те моменты, когда всем кажется, что у них все хорошо. Вот недавнее сообщение из прессы. На волне успеха от продаж своих последних модельных разработок "Volvo" внезапно заменяет своих региональных представителей, назначая новыми руководителями специалистов по послепродажному обслуживанию. Это пример «стратегического стресса» — стресса, идущего от стратегии регулярной смены одних напряженных задач на другие. Именно такой механизм мы считаем наиболее эффективным и грамотным способом борьбы с "ожирением" компаний в ситуациях, «когда все хорошо». Регулярно корректируемая стратегия, постановка все более и более напряженных целей — начало создания требуемого стресса. А дальше — достаточно подключить надежную систему "управления по результатам", и мы получим все необходимое для поддержания в компании необходимого тонуса. Но только — это тоже работа. И ее надо делать. А нужно ли ее делать, когда все так хорошо? Не дайте кругу замкнутся...