Форма поиска

Вы здесь

Торг по зарплате – кто на что согласен?

Версия для печати
Careerist
20.09.2016

В начале текущего месяца Аналитический центр Карьерист.ру провел опрос среди 4 тыс.респондентов – представителей 40 профессий, относительно того, готовы ли они при трудоустройстве пойти на уступки и снизить свои зарплатные ожидания, и если готовы то насколько? По результатам проведенного исследования, самыми неуступчивыми оказались представители медицины – 38% представителей фармакологических компаний и 37% опрошенных медсестер ответили, что не согласятся подписывать трудовой контракт, если жалование по нему будет ниже, чем было заявлено предварительно. Те же медработники, которые все-таки согласны на снижение «аппетита», готовы торговаться только в том случае, если торг не лишит их больше 9% от заявленной зарплаты.

Солидарность с представителями медицины проявили работники образования – в рамках переговоров с будущим работодателем они не готовы уступать больше 8% от изначально оговоренного размера оклада.Это, конечно, не сильно вписывается в официальную позицию министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, которая еще весной заявила, что средняя зарплата врачей уже достигла 48 тыс. рублей… Хотя, по данным опроса фонда независимого мониторинга медицинских услуг «Здоровье», такую заработную плату имеют лишь 5% врачей, а основная масса эскулапов – 39%, получают лишь от 10 до 20 тыс. рублей, при том, что 16% получают даже меньше 10 тыс. рублей. Но кто еще готов торговаться с будущим руководством по поводу заработной платы?

Сговорчивый директор

Как гласят результаты проведенного опроса, далеко не все категории работников настолько принципиальны, как врачи. Например, те, с кем есть за что торговаться – менеджеры высшего звена, генеральные директора и руководители отделов. Среди них нашлось 78%, которые готовы снижать свои зарплатные ожидания на этапе переговоров. Да и жертвовать они готовы гораздо большими суммами, чем другие – в среднем торг уместен до 12,3% от первоначально оговоренной зарплаты.

По мнению Ольги Суворовой, руководителя консалтинговой компании Suvorova & Partners Executive Search, причина такой сговорчивости лежит в системе оплаты директорской работы. Дело в том, что при приеме на работу сотрудника топ-уровня, ему часто предлагается меньшая зарплата, чем он получал на прежнем месте работы. Особенно часто это практикуется при переходе в более крупные организации, ведь зарплатные диапазоны в них гораздо меньше. Но чтоб уменьшить потери нового руководителя практически всегда в качестве компенсации ему предлагается «входной бонус».

Отметим, что размер такого бонуса может приравниваться к нескольким месячным зарплатам, что и является эффективным инструментом для удержания ценного специалиста на новом месте. Он может выплачиваться как единоразово, так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев или даже года. Все это позволяет существенно увеличить годовой доход руководителя и тем самым сделать вакансию наиболее привлекательной.

По словам Суворовой, российский рынок труда, особенно в части высшего менеджмента, давно перестал быть линейным. Так, уже давно считается устаревшим стереотипом мнение, что при переходе на работу работник должен расти исключительно вверх, вместе со своим доходом. В практике эксперта нередко встречались случаи, когда генеральные директора небольших компаний переходили на более низкие должности, например, руководителей отделов, в крупных организациях с таким же жалованием. Все это зависит от целей и стремления кандидата, а также от его карьерных амбиций.

Долгие поиски

Но если говорить про уступчивость кандидатов на высокие позиции, нужно уточнять, что они готовы торговаться в пределах 10-15% зарплаты, только если сидят без работы. Как утверждает Суворова, в случае наличия «теплого места», топы предпочитают сразу отказывать от предложений с более низкой зарплатой, даже не узнавая иных подробностей.

Вместе с тем нужно учитывать, что повышенная сговорчивость руководителей в вопросах зарплаты, обусловлена не только высокой заработной платой. Так,им приходится тратить гораздо больше времени на поиски новой работы, нежели другим специалистам. По подсчетам Аналитического центра, освобожденные в результате сокращения «топы», могут находиться в поисках 6-12 месяцев, которые не оплачиваются, так что они гораздо чаще готовы идти на уступки в вопросах оплаты труда.

Комиссионные в помощь

Очень даже готовыми к поискам компромисса оказались и те сотрудники, чей зарплатный доход в основном формируется за счет получения комиссии. Так, на снижение амбиций согласны 76% опрошенных менеджеров по продажам, 78% менеджеров по туризму, 74% менеджеров, работающих с клиентскими обращениями. Эксперты говорят, что сегодня ситуация в этой сфере существенно отличается даже от прошлогодних тенденций. По словам Юлии Капитанчук, одного из аналитиков консалтингового центра «Шаг», если в прошлом году, даже уволенные по инициативе рекрутера продажники все равно искали более высокооплачиваемое место работы, то сегодня ситуация поменялась и они готовы торговаться.

Еще одной причиной согласия на торг может выступать и уменьшение числа вакансий, которое особенно явно выражено на управленческих должностях. Как наблюдает Капитанчук, многие представители рынка уменьшают количество региональных представительств, проводят в них оптимизационные «чистки» или же сокращают численность управленческого крыла.

Если касаться менеджеров по туризму, то они вообще готовы на крупные уступки – по словам Гузель Исмагиловой, директора HR-направления российского представительства международного туроператора Club Med,менеджеры готовы уступить даже 30%! Всему виной существенное снижение спроса на туристические услуги, которое отражается не только на благосостоянии специалистов, но даже и на самих работодателях. Все, что остается руководству – это снижать уровень зарплат сотрудников, обещая компенсировать это комиссионными с продаж. Но, продажи туров, как известно, неумолимо падают.

Как говорит эксперт, в Club Med уровень оклада ниже среднего по рынку, но в случае реализации поставленного плана продаж предусмотреныхорошие бонусы, которые и формируют основной состав зарплаты. Если смотреть структуру зарплаты более наглядно, то 40% занимает фиксированный оклад, а 60% (и даже больше) – комиссионные от продаж. Более того, практикуется система, по которой в случае выполнения плана бонусы удваиваются, что выступает самым эффективным стимулом. Отметим, что данные планы касаются лишь общих направлений – продажи специальных и дорогостоящих предложений вознаграждаются отдельно.

Достоинство дороже

По мнению Ольги Суворовой, подавляющее большинство отечественных соискателей, которые находятся в поисках, несмотря на большой опыт, просто не умеют «продавать» себя и не торгуются по поводу своего будущего жалования только потому, что считают это ниже своего достоинства. По мнению эксперта, такое поведение неправильное. Часто бывает так, что предлагая более низкую зарплату, работодатель просто проверяет соискателя на предмет его настойчивости. Бывали даже случаи, когда кандидат соглашался, но в трудоустройстве ему отказывали, а когда стоял на своем – делали куда более выгодное предложение…

Как утверждает эксперт, западная HR-культура в этом плане гораздо прогрессивнее, ведь в Европе и США не считается унизительным дополнительный звонок работодателю, с предложением пересмотреть зарплатные условия в пользу повышения. Отечественные соискатели никогда на такое не пойдут, хотя бы по той причине, что абсолютно не верят в успех.

Отметим, что помимо бюджетников, несговорчивость в зарплатных вопросах проявляют программисты – таковых 36% из опрошенных разработчиков. Все это обусловлено тем, что айтишники – одни из самых востребованных специалистов на рынке, и поэтому они не готовы идти даже на небольшие уступки. И в этой сфере «поблажек» от соискателей придется ждать еще долго – дефицит качественных программистов на рынке, по словам экспертов, неуклонно растет.

Что же касается других, более сговорчивых специалистов рынка, не указанных выше, то в их число входят:

Банковские консультанты – 84%;

Журналисты – 82%;

Работники инженерных специальностей – 77%;

Архитекторы и строители – 75%;

Пиарщики и маркетологи – 74%;

Бухгалтера –74%.

Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод, что сговорчивость кандидатов не ограничивается исключительно размером предлагаемой им зарплаты, хотя, это, возможно, и самый главный аспект. Большинство также учитывает ситуацию на рынке, уровень своего профессионализма и востребованность конкретной профессии.