Форма поиска

Вы здесь

Прогулки по веретену

Версия для печати Издание «Жизнь Бизнеса» №1
15.01.2004

Уже многие годы Консалтинг-Центр «ШАГ» использует для оценки устойчивости организации модель «Веретена» (Подробное описание этой модели см. в книге: Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварницына «Психология бизнеса», М.: «Армада», 1998, гл.16 – «Устойчивость организации в бизнесе».), позволяющую целостно взглянуть на положение дел в компании и не упустить из виду те значимые факторы, которые способны «изнутри» повлиять на ее эффективность и надежность. В этот раз мы решили попробовать взглянуть сквозь призму этой модели на положение «среднего» бизнеса в целом и оценить те тенденции, которые появились за истекший год. Соответственно, мы не говорим здесь об угрозе тиражирования «дела ЮКОСА» или потенциальном влиянии на бизнес 18%го НДС. Вопрос – насколько устойчивы сами наши организационные модели, и смогут ли они в случае необходимости выдержать нагрузку способного вновь обостриться налогового бремени, давление нарастающей конкуренции, и пр.

Идея бизнеса. Модель бизнеса. Стратегия, цели.

Прошедший год наконец-то заставил многих решительно задуматься о целях и смыслах развития своего бизнеса. Этому в равной мере способствовали как внешние политические события, так и «эффект масштаба», когда размеры растущих организаций сами по себе стали порождать проблемы такого уровня, которые потребовали стратегических решений. Многие, кто уже разработал стратегии раньше, в ушедшем году переосмысливали их.

Продолжался активный поиск оптимальной модели бизнеса. В поисках этой модели изучался опыт партнеров и конкурентов, объезжались зарубежные компании-аналоги. Однако готового решения в большинстве случаев не нашлось. Каждому приходилось кроить одежку по своим меркам.

Интересное противостояние наметилось между реализуемыми системами управления. Отечественный бизнес примерно поровну поделился на сторонников централизованных и децентрализованных систем управления. «По жизни», правда, все равно строится нечто промежуточно-«дивизиональное», но тенденции движения закладываются полярные, и сторонники различных концепций с интересом посматривают друг на друга – а что там выходит у соседей?

Маркетинг. Региональная политика.

Владельцы и руководители компаний начинают относиться к маркетингу как к реальному инструменту бизнеса. Позиции маркетинговых подразделений в компаниях усиливаются. Сегодня на должности директоров по маркетингу и маркетологов ищут людей с реальным опытом решения маркетинговых задач – таких, как развитие бренда, анализ тенденций рынка, построение программ работы с клиентами, создание эффективного товарного портфеля. Находят, правда, не так часто, как хотелось бы… А ведь были времена, когда отдел маркетинга наполняли людьми, которым просто не могли найти применения...

Наиболее актуальные задачи, которыми озадачены сегодня маркетинговые департаменты:

  1. Обеспечение региональной экспансии бизнеса. Маркетинг обосновывает очередность выхода в те или иные регионы, предоставлет информацию о состоянии регионального рынка, оценивает потенциал того или иного месторасположения розничных точек.
  2. Увеличение стоимости компании через четкое позиционирование и продвижение ее бренда. Подчеркнем, что речь идет о бренде компании, а не о бренде продаваемого товара или услуги.
  3. Обеспечение эффективного товарного портфеля Компании и обоснование решений по ассортименту: например, сокращать ли ту или иную товарную группу, искать ли новый товар, пересматривать ли цены, и т.д. Потребитель становится все более искушенным, и успех компании зависит от того, как быстро организация может среагировать на изменение спроса на товар.
  4. Построение долгосрочных отношений с клиентами. С ростом конкуренции все более значимой становится задача создания своего круга лояльных клиентов - совершающих повторные покупки, перезаключающих договора. Многие компании уже понимают, что простое предоставление скидок не ведет к желаемому результату, - и ставят задачу повышения уровня сервиса и построения коммуникаций между компанией и клиентом.

«Производство». Развитие бизнес-технологий.

В области бизнес-процессов в большинстве развивающихся торговых компаний на первый план вышли проблемы логистики. Растущий товарооборот и географическая экспансия требуют дополнительных складских площадей и более квалифицированного персонала растет, лояльность к Компании падает. Пока проблема персонала в целом недооценивается, но можно с достаточной долей уверенности спрогнозировать: для многих торговых компаний следующей после логистики «критической» точкой будут именно кадры.

Корпоративная культура и организационные изменения.

В корпоративных культурах компаний общий тренд прослеживается достаточно отчетливо. Все большую ценность начинает приобретать профессионализм работников, владение коммерческими технологиями и методиками. Однако эта тенденция, как правило, не поспевает за темпами развития бизнеса. И потому корпоративная культура все более становится реальным источником проблем и предметом работы для владельцев и высших менеджеров. Как заметил один из руководителей компании «Автомир» Дмитрий Гулин, «отношение к корпоративной культуре меняется: раньше это было чем-то из области жизни на Марсе, сейчас - становится инструментом, с которым можно и нужно работать».

В минувшем году опыт работы с бурно развивающимися компаниями показал: и в них еще силен консерватизм традиций, когда сложившийся коллектив или его ключевые представители оказываются ценностью более весомой, чем эффективный бизнес. Этот консерватизм и «гуманизм» становятся тормозом развития. Для тех, кто преодолевает эту тенденцию, «неизбежным злом» становятся проблемы увольнения, понижения в должности или статусе, перевода «ветеранов» под начало «варягов», взятых с рынка труда.

И, тем не менее, прошедший год – это год однозначной победы идеи неизбежности организационных изменений. Следующий уровень развития – это столь же однозначное понимание того, что традиции корпоративной культуры и задачи изменений должны слиться в одно – в формирование корпоративной культуры, для которой ценность ее изменений – вместе с ростом организации – реально действующая высшая и смыслообразующая ценность. Но для достижения такого результата необходима работа огромного масштаба…