Форма поиска

Вы здесь

Зарплату подгонят под профстандарт?

Версия для печати
www.74.ru
25.03.2016

В июле этого года в России вступят в силу профессиональные стандарты, которые будут строго определять квалификацию работника – как по уровню образования, так и по уровню навыков. Не навредит ли эта инициатива рынку труда, чего ждать работникам и работодателям в ближайшие полтора года – в материале нашего сайта.

Квалификация не терпит формальностей

Система профессиональных стандартов – активно обсуждаемая тема в области управления кадрами. Профессиональные стандарты применяются в большинстве экономически развитых стран, где они были существенно откорректированы еще в 1990-х годах в ответ на запрос о преодолении разрыва между содержанием образования и требованиями бизнеса. Кроме того, профессиональные стандарты обеспечивают четкость, строгость и ясность системы HR, помогают каждой организации создать действенную систему управления персоналом и упорядочить рынок труда.

«Избежать темы профессиональных стандартов больше не удастся, поскольку федеральным законом №122 от 2 мая 2015 года окончательно утвержден порядок их применения и установлен срок начала их действия – с 01 июля 2016 года», – говорит доцент департамента менеджмента Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Елена Кудрявцева.

К 2018 году процесс введения профессиональных стандартов должен быть завершен. Что же ожидает рынок труда в ближайшие полтора года?

«С формальной точки зрения работодателям необходимо произвести несколько несложных процедур, среди которых – соотнесение функциональной структуры организации и квалификации персонала с новыми требованиями профессиональных стандартов, – говорит Елена Кудрявцева. – В реальности решение этой задачи будет связано со сложностями, которые вызваны предшествующей практикой».

По словам Елены Кудрявцевой, первой проблемой окажется несоответствие формальных характеристик квалификации работников, занимающих конкретные должности.

«В утвержденной модели профессиональных стандартов предложено девять уровней квалификации, и только для первых трех работодатель вправе устанавливать свои квалификационные характеристики, – говорит она. – Остальные уровни квалификации строго определены стандартом как на уровне образования, так и на уровне навыков и ответственности».

Жесткость квалификационных требований, несомненно, войдет в противоречие с реальной картиной характеристик действующего персонала, уверены эксперты. Это противоречие наиболее остро выражено на предприятиях малого и среднего бизнеса. Также оно характерно для удаленных территорий, испытывающих дефицит квалифицированных кадров, и для производств, специализирующихся на продукции узкого сегмента. Для всех этих предприятий встанет вопрос о том, как одновременно сохранить имеющийся персонал, отличающийся лояльностью и высокой производительностью, и соблюсти требования профессиональных стандартов.
«Профессиональные стандарты для бюджетных организаций, государственных корпораций и компаний, более 50% собственности которых принадлежит государству, будут являться обязательными, – говорит руководитель проектов по управлению персоналом компании «СКБ Контур» Ирина Савельева. – Для всех остальных компаний обязательное использование профстандарта будет установлено в том случае, если по определенной позиции будут определены какие-то ограничения. В противном случае работодатель может применять профстандарт лишь в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых трудовых функций и применяемых технологий».

Сколько заплатите?

Еще один вопрос, актуальный в этой ситуации для работников, – изменения в уровне оплаты труда, ведь зарплата напрямую зависит от квалификации.

«Проблема заключается в том, что в актуальной экономической ситуации бюджеты, ориентированные на развитие персонала, оптимизированы в максимальной степени – вплоть до обнуления, – говорит Елена Кудрявцева. – Вероятным выходом из данной ситуации станет перенесение затрат на дополнительную профессиональную подготовку и повышение квалификации на плечи самих работников. Эти работники будут поставлены перед выбором – либо самим оплачивать дополнительное обучение, либо смириться с изменением должности и, соответственно, с уровнем заработной платы».

Однако в этом случае будут подорваны основы стабильности условий, предлагаемых работнику на старте трудовых отношений. Для работодателя это будет означать риск повышения текучести кадров и перспективу роста затрат на поиск новых работников.
Впрочем, эксперты не уверены, что новая инициатива существенно скажется на финансовой стабильности большинства специалистов.

«Четкой привязки в профстандарте к уровню оплаты нет, – говорит Ирина Савельева. – Если и возможно такое применение, то только там, где тарифные ставки и оклады можно привязать к квалификационным уровням работ».
Шаг к цивилизованному рынку или фикция?

Профстандарты, безусловно, дадут свой результат в долгосрочной перспективе, уверены эксперты. Что касается ближайшего будущего, то, как и все масштабные инновации, на переходном этапе они лишь осложнят жизнь работодателей, работников и образовательных учреждений.

«Сегодня не совсем понятно, что это такое, непонятно, как этому учить, непонятно, как это внедрять, – говорит генеральный директор консалтинг-центра «ШАГ» Светлана Емельянова. – В настоящее время упор делается на разработку и утверждение профстандартов, до организации работы по внедрению дело еще не дошло. В дальнейшем работнику уже будет понятно, каким требованиям он должен отвечать, претендуя на ту или иную должностную позицию. Работодателю станет ясно, какие профессиональные компетенции должны быть у специалиста того или иного профиля, что исключит существующую сегодня ситуацию, когда за одинаковым названием, например «логист», в разных компаниях стоит совершенно разное реальное содержание деятельности человека. Ну и, конечно, образовательные учреждения создадут свои образовательные стандарты в соответствии с утвержденными профстандартами. И вынуждены будут строить адекватные программы обучения для требуемых рынком профессионалов».

Это, безусловно, плюс. Ведь именно работодатель должен быть определяющим звеном в принятии тех или иных профстандартов, потому что только удовлетворение его потребностей в подготовке специалистов того или иного профиля сделает работу по профстандартам осмысленной и имеющей реальную перспективу.

«Профессиональные стандарты – это практика, к которой в любом случае будут привыкать, – говорит директор экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Николай Калмыков. – Вместе с тем это хороший повод для кадровых служб и руководителей организаций вновь обратить внимание на кадровый состав и необходимость вложений в профессиональные компетенции специалистов, которые имеют потенциал роста и развития своего профессионального мастерства. И профстандарты смогут стать как ориентиром, так и катализатором повышения эффективности труда».

Однако у инициативы есть и обратная сторона. Хорошо известно, что после принятия федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» возник бум образования в области государственной гражданской службы.
«Эта образовательная активность была связана с требованиями данного закона относительно профильного образования всех чиновников, – резюмирует Елена Кудрявцева. – Теперь все государственные гражданские служащие имеют соответствующее высшее образование. Тем не менее качество и результативность деятельности системы государственной службы мало изменились, о чем свидетельствуют опросы граждан относительно доверия к чиновникам, их действиям и решениям. Поэтому существует опасение, что это обучение не принесет эффекта в виде роста производительности труда. Работодателей и работников ждут непростые времена самостоятельного сражения на два фронта – с неопределенностью экономики и жесткостью формальных требований».