Транспортная логистика
«Getting the right product, to the right place, at the right time,
in the right quantity, with the right quality, for the right cost»
(Правило «шести «right» — ключевой слоган современной логистики)
Мировые тенденции развития рынка транспортной логистики
Без преувеличения можно сказать, что ключом к росту мировых экономик служит развитие транспортных и связанных с ними логистических инфраструктур. В США и в Европе логистические затраты составляют 8,6% и 7,8% ВВП соответственно.
Все большее распространение в мировой практике приобретает логистический аутсорсинг — передача логистических функций сторонним организациям — провайдерам логистических услуг (3PL [1] провайдерам.
Западный рынок 3PL услуг сформировался в 90-е годы и ежегодно растет на 16-22%. Наиболее емкий, развитый и консолидированный логистический рынок — североамериканский. Емкость рынка логистики США в 2004 году достигла $ 1015 млрд., из них доля рынка 3PL услуг составила $ 89,4 млрд. Лидируют на рынке экспедиторы — организаторы международных грузоперевозок, доходы этих компаний за прошедший год выросли на 17,2%.
По оценкам экспертов, объем европейского рынка логистических услуг примерно вдвое меньше, чем в Северной Америке.
Основные тенденции развития мирового рынка логистики — формирование стратегических альянсов с целью более эффективного решения логистических задач и снижения издержек, внедрение систем управления интегрированными цепочками поставок, развитие мультимодальных перевозок, увеличение доли 3PL логистики. По данным Armstrong & Associates более 80% компаний Fortune Top 100 пользуются услугами 3PL провайдеров. Самыми активными пользователями услуг логистических компаний в США являются розничная торговля, отрасль высоких технологий и автомобильная промышленность; в Европе к этому списку добавляются фармацевтическая и текстильная отрасли.
Особенности российского рынка
Россия — транзитная страна, через которую проходят самые короткие транспортные маршруты между Европой и Азией. Если по морю грузы из Азии в Европу доставляются за 30 и более дней, то по Транссибирской железной дороге за 10 — 12 суток. Совокупный объем торгового оборота между Европой и Азией составляет сегодня около $600 млрд, в год. СССР зарабатывал на транзите до $6 млрд, в год. Теперь Россия ставит цель довести объем транзита хотя бы до 10% от всего грузопотока, но пока реальные объемы в несколько раз меньше.
В России объем рынка логистических услуг в целом уже сегодня превышает $ 30 млрд., а потенциал российского логистического рынка оценивается в $ 120 млрд.
Ключевыми факторами развития рынка грузоперевозок и логистических услуг будут оставаться высокие ежегодные темпы роста промышленного производства (7,4% — по прогнозу Минэкономразвития и оценкам РБК), оборота розничной торговли (9,6% — согласно оценкам Госкомстата РФ), а также внешнеторговых операций (главным образом импорта -7,1%).
Еще один потенциальный фактор развития российского логистического рынка — это судьба нескольких десятков тысяч дистрибьюторских компаний. Начиная с 1998 года, в России просматривается тенденция к неуклонному снижению жизнеспособности дистрибьюторских компаний. Эта тенденция исторически закономерна, поскольку американский рынок прошел эту стадию в 1960-70 гг., европейский рынок — в 1970-80 гг. Многие компании разорились, а те, что пережили кризис, стали профессионально заниматься логистикой, либо ушли в узкоспециализированный бизнес (продвижение брэндов, консалтинг и пр.)
Реализация перспектив российского рынка логистики возможна, однако, лишь при условии ее достаточной конкурентоспособности. Сегодня эксперты единодушны в том, что российский логистический рынок проигрывает своим зарубежным конкурентам. Разница только в оценках: одни считают, что отставание не превышает 2-3 лет, другие — что это отставание катастрофично.
Привычной особенностью России является высокая степень коррумпированности и криминализации транспортно-логистического рынка. Везти груз, как правило, выгоднее не по логистически эффективной схеме, а исходя из задач реализации таможенных схем, преодоления хаоса портовых процедур, получения подвижного состава МПС вне квот и очередей и т.п. В результате, как отмечалось на заседании коллегии Минтранса РФ, доля транспортных затрат на единицу ВВП в США оказывается ниже в 3,6 раза, а в Германии — в 10 раз.
Министерством транспорта РФ сегодня разработана Транспортная стратегия развития, реализация которой предполагает инвестиции до $ 20 млрд. ежегодно. В соответствии с одним из разделов этой стратегии, «Развитие экспорта транспортных услуг», до 2010 года доходы от транзитных перевозок в России должны возрасти в 8-10 раз, число трансфертных авиапассажиров — в 5-7 раз. Вдвое увеличится объем экспедиторских услуг, предоставляемых российским компаниям. Доля нашей страны на мировом рынке морских перевозок должна достичь 50 процентов.
Перевозки и экспедирование грузов
По данным Госкомстата России, грузооборот в транспортной отрасли РФ в январе-мае 2005 г. вырос на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. — до 1920,4 млрд.ткм.
Грузооборот по отдельным видам транспорта составил:
· железнодорожного — 754,7 млрд.ткм (рост на 1,9%),
· автомобильного — 73,5 млрд. ткм (рост на 9,3%),
· морского — 25,9 млрд.ткм (рост на 4,2%),
· внутреннего водного — 19,9 млрд.ткм (снижение на 8,4%),
· воздушного (транспортная авиация) — 1,1 млрд.ткм (снижение на 4,3%),
· трубопроводного транспорта — 1045,2 млрд.ткм (рост на 3,2%).
Структура грузоперевозок в России имеет свою специфику. В прошлом году более 80% всех перевозок пришлось на железные дороги и лишь 9% — на автотранспорт. В Европе и США ситуация обратная — около 80% грузов перевозят автомобили.
Железные дороги в ближайшие годы останутся главным транспортным средством для перевозки больших объемов грузов на дальние расстояния. По прогнозу ОАО "РЖД", емкость рынка железнодорожных перевозок может увеличиться до $21,2 млрд. в 2006 году.
Емкость отечественного рынка автоперевозок оценивается в $ 3-3,2 млрд. В целом (с учетом автотранспорта всех отраслей экономики) объем перевозок грузов автомобильным транспортом составил в 2004 году примерно 6,57 млрд. тонн (101,5% к уровню 2003 г.), а грузооборот — 182,1 млрд. ткм (105,2% к уровню 2003 г.). При этом на долю отечественных перевозчиков приходится около трети объемов перевозок, тогда как в советский период соблюдался паритет — 50 на 50 с
Объем международных перевозок грузов российскими автоперевозчиками в прошлом году, составил более 7,5 млн. тонн. Развитие экспортных перевозок существенно тормозится из-за устаревшего автопарка. Более 60% парка транспортных средств, занятых на международных перевозках грузов, не соответствует даже минимальным экологическим нормам "Евро-1", и их эксплуатация в Европе ограничена. Лишь 23% машин соответствует нормам "Евро-1", 15% — "Евро-2", а требованиям "Евро-3" отвечает менее 1% общего числа автомобилей.
Индустрия морских перевозок лет переживает подъем. За последние 15 лет объем грузов, перевезенных по мировым морям и океанам, вырос в 1,5 раза — до 5,7 млрд тонн. В денежном выражении оборот мировой морской транспортировки превышает $ 4,5 трлн.
В 2003 году грузооборот российских портов превысил 270 млн. тонн, в 2004 году он увеличился до 350 млн. тонн, что в денежном выражении составит примерно $ 6,0 млрд. В западных странах львиную долю экспортно-импортного грузопотока контролируют местные судоходные компании, у нас же только около 30% перевозок осуществляют компании под российским флагом. В 2004 году все судоходные компании России перевезли около 80 млн. тонн грузов, заработав на этом чуть больше $ 1,5 млрд.
Последние 3-5 лет доля речного транспорта в общем объеме грузоперевозок падает. Ранее к речному транспорту тяготела масса грузов, начиная с контейнерных перевозок и заканчивая северным завозом, транспортировкой металла, удобрений и древесины, хлеба, химикатов. Сейчас на долю речников остались лишь нерудные стройматериалы (песок, камень, щебень, гравий). Речники теряют рынок контейнерных перевозок, уходят трубы, продукты питания.
Один из наиболее бурно развивающихся сегментов грузоперевозок — контейнерные перевозки. Оборот контейнеров на российском рынке по темпам роста в несколько раз опережает среднемировые показатели. Так, по итогам 2004 г. объем российского контейнерного рынка увеличился на 25% при общемировом росте 8-10%.
Рынок грузовых авиаперевозок составляет менее 1% от рынка грузоперевозок. Емкость рынка оценивается примерно в $ 700 млн. Тенденция последних лет — существенное повышение цен на авиатопливо — приводит к снижению привлекательности этого сегмента рынка.
Складские услуги
Потенциальный объем российского рынка складских услуг оценивается примерно в $ 15 млрд. На сегодняшний день, по мнению экспертов, реальный объем российского рынка не превышает $ 3 млрд. Большая часть этого бизнеса сосредоточена в восьми крупнейших городах страны — Москве, С.-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Н. Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону, Краснодаре. Однако объемы и общие площади складских помещений, соответствующие международным стандартам, значительно отстают от потребностей рынка.
Ежегодный прирост вводимых в строй складских площадей оценивается в 20-30%, темпы прироста увеличиваются, повышается качество и расширяется спектр логистических услуг. Как показывают данные агентства «Бекар», инвестиции в складское строительство с каждым годом становятся все привлекательнее.
Управление цепями поставок
По исследованиям КИА-центр (2003), только 1,9% компаний, работающих на российском рынке хранения и транспортировки грузов, позиционируют себя как логистические 3PL-компании(транспортно-экспедиторские компании составили 82,8% от общего числа, складские операторы -10,8%, курьерские службы — 4,5%). Однако сектор комплексных услуг является одним из наиболее динамично развивающихся на российском рынке. Этому способствуют две разнонаправленные тенденции.
С одной стороны, снижается рентабельность простого экспедирования. По данным экспертов, если в начале 1990-х годов рентабельность одной операции достигала 20-75%, то сейчас она не превышает 7%. Этим объясняется желание заработать на сопутствующих услугах, в первую очередь на межтерминальной транспортировке. Рентабельность этой операции составляет 40-60%, что на сегодняшний день может рассматриваться почти как сверхприбыль.
С другой стороны, развивается аутсорсинг логистики. Одни компании: "М. видео", "ТехноСила", Ford, METRO, "Евросеть", "Связной" — уже передали свои полномочия сторонним логистическим компаниям. Другие: "Копейка", "Виктория", IKEA, "Перекресток", "Лаверна", "Спортмастер" — развивают свои собственные складские проекты, не доверяя пока уровню чужого сервиса.
Логистические компании, управляющие цепочками поставок (4PL), на российском рынке пока не представлены. В Польше, с которой часто сравнивают Россию, по данным исследований Data Group, такие услуги предоставляет почти половина логистических операторов.
Основные игроки российского логистического рынка
На сегодняшний день в России насчитывается более 6000 компаний, предлагающих транспортно-экспедиционные услуги.
Большая часть компаний (по оценкам участников рынка, около 65%) предлагают одновременно несколько видов логистических услуг — экспедирование, транспортировку, складирование, таможенную очистку.
Примерно 70-75% от общего количества игроков российского рынка — небольшие частные отечественные компании. Как правило, они располагают небольшим парком собственного транспорта (в подавляющем числе случаев это автомобили, парк до 50 машин). Большая часть таких компаний не имеет собственных Интернет-сайтов, не участвует в выставках и рейтингах, находит клиентов через связи и частные объявления. Мелкие игроки выступают в качестве организаторов экспедирования и транспортировки, при необходимости обращаясь к крупным грузоперевозчикам. Их отличительная особенность — низкие тарифы, высокая оперативность, гибкость в предоставлении условий клиенту.
Небольшие отечественные компании заинтересованы работать с крупными клиентами настолько, что готовы работать с комиссией 10%, а порой в результате переговоров автомобильная перевозка силами частной компании может стоить на 25% ниже тарифов, которые дает ж/д перевозчик.
Примерно 20% от общего количества игроков составляют средние и крупные отечественные транспортно-логистические компании. Их типовой набор услуг — транспортировка, таможенное оформление, ответственное хранение. К таким компаниям можно отнести Русскую логистическую службу и Major Cargo Service (Москва), ООО «ИНФОКОМ» (Екатеринбург).
5-10% — иностранные компании. Работают в основном с западными компаниями, пришли на российский рынок одновременно со своими ключевыми клиентами. Они страхуют груз и несут полную ответственность за его сохранность. Сервис в этих компаниях предполагает, что клиент может получить информацию о статусе и перемещениях своего заказа. При транспортировке и хранении гарантируют поставку в дверь, температурные условия. Широкопрофильными считаются такие крупные международные логистические фирмы, как Danzas, Schenker, Kuene&Nagel, Nippon Yusen Kaisha, FM-Logistic, UTi. Их тарифы на 30%-70% выше по сравнению с российскими компаниями.
Рынок курьерской доставки представлен международными компаниями, которые пришли в Россию в 1989-1991 годах (TNT, UPS, DHL), а также российскими и совместными компаниями, созданными в 1992-1993 годах (Pony Express, ЕМС-Гарантпост, Зета-экспресс, Сити-экспресс).
Рынок железнодорожных перевозок в значительной мере монополизирован ОАО Российские железные дороги, однако доля ОАО РЖД в общем объеме грузовых перевозок падает: она снизилась с 71,5% в 2003 г. до 67,5% в 2004 г. Это обусловлено развитием конкурентного рынка на железнодорожном транспорте и растущим числом частных операторов и перевозчиков.
Министерство транспорта отмечает, что реальную картину по игрокам на рынке автомобильных перевозокпо России получить трудно. Произошли существенные изменения в структуре перевозчиков: вместо нескольких десятков крупных АТП появились тысячи владельцев одного или нескольких автомобилей.
По данным эксперта компании LFLogistic, в ближайшие 5 лет будет происходить укрупнение игроков на рынке автомобильных перевозок, поскольку по мере роста их клиентов будет необходимо все большее количество машин. Оставшиеся мелкие компании будут обслуживать 1-2 постоянных клиентов.
Группа компаний "Волга-Днепр" уже много лет является лидером на международном рынке грузовых авиаперевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов, контролируя по итогам 2004 г. около 54% мирового рынка перевозок уникальных и негабаритных грузов. Среди постоянных заказчиков группы — крупнейшие промышленные компании мира, в том числе Lockheed Martin, Exxon Mobil, Alcatel Aerospace и другие.
В то же время на внутреннем рынке грузовых авиаперевозок набирает обороты Аэрофлот: по итогам начала 2005 года он вплотную подошел к Компании «Волга-Днепр».
Тенденция к объединению операторов наметилась на рынке морских перевозок. Крупнейшие операторы ОАО Морской порт Санкт-Петербург, ОАО Восточный порт, ОАО Дальневосточное морское пароходство, группа компаний Сибирский алюминий и ОАО Совкомфлот подписали протокол о намерениях создания компании — национального оператора транзитных и внешнеторговых контейнерных перевозок в РФ.
Российские перевозчики-экспедиторы не располагают достаточными финансовыми ресурсами и опытом работы в условиях жесткой конкуренции, действуют разрозненно, нередко ослабляя друг друга. В последний год российские операторы начали объединяться для обеспечения мультимодальных транспортировок (перевозок разными видами транспорта). Так, ЗАО Русская тройка создана в 2004 г. Учредителями компании на паритетных началах выступили ОАО Российские железные дороги и ОАО Дальневосточное морское пароходство. Предполагается, что Русская тройка будет осуществлять сквозные мультимодальные контейнерные перевозки по схеме «от двери к двери» по основным транспортным коридорам на территории РФ из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сравнительная эффективность предприятий отрасли.
Сравнительная эффективности ведущих предприятий отрасли на основе показателя TP-Index [2] (см. таблицу 1) проводилась по следующим компаниям:.
Компания | Область деятельности | Дата соз- дания | Год изме- рения | Оборот, USD | Штат компании | TP-index | Источник | Страна |
Deutsche Bahn | Ж/д перевозки | 2003 | 31947400000 | 242759 | 131601,3 | Fortune Top 500 | Германия | |
Union Pacific | Ж/д перевозки | 1862 | 2004 | 12180000000 | 48000 | 253750,0 | Hoover"s | США |
Российские железные дороги (РЖД) | Ж/д перевозки | 2003 | 19418000000 | 1200000 | 16181,7 | Сайт К | Россия | |
Bergensen d.y.ASA | Морские перевозки | 1935 | 2003 | 767700000 | 3500 | 219342,9 | Сайт К | Норвегия |
Совкомфлот | Морские перевозки | 1973 | 2004 | 397000000 | 3750 | 105866,7 | Вед010205 А6 | Россия |
Boeing | Авиа-корпорация | 1916 | 2003 | 50485000000 | 157000 | 321560,5 | Fortune Top 500 | США |
Аэрофлот | Авиаперевозки | 1991 | 2003 | 1716000000 | 15000 | 114400,0 | Сайт К | Россия |
Волга- Днепр | Грузовые авиаперевозки | 1990 | 2003 | 254000000 | 1300 | 195384,6 | Вед03.06.04 | Россия |
Nijman/Zeetank International Holding BV | Автоперевозки, логистика | 1968 | 2003 | 55000000 | 500 | 110000,0 | http://www.iru.org | Голландия |
Русские Логистические Системы (РЛС) | Автоперевозки, логистика | 1996 | 2003 | 19000000 | 200 | 95000,0 | www.cia-center.ru | Россия |
Canada Post Corporation | Почта | 2003 | 4900100000 | 66550 | 73630,4 | Hoover"s | Канада | |
Почта России | Почта | 1711-2002 | 2003 | 1053000000 | 350000 | 3008,6 | РИА "Новости" | Россия |
United Parcel Service | Экспресс-доставка | 1907 | 2003 | 33485000000 | 355000 | 94323,9 | Fortune N121 | США |
СПСР-Экспресс | Экспресс-доставка | 2001 | 2004 | 22200000 | 1100 | 20181,8 | Эксперт №17-2005 | Россия |
Как следует из данных таблицы, эффективность работы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) вполне сопоставима с эффективностью управляемой государством Deutsche Bahn, но более чем на порядок уступает показателям частной американской железнодорожной компании Union Pacific. При этом в РЖД трудится рекордное количество сотрудников — 1 200 000 человек, или 2% трудоспособного населения России. Однако,Deutsche Bahn считается в Германии самым неэффективным предприятием (среди всех отраслей). По итогам2003 г. компания показала серьезную убыточность, и было принято решение о ее приватизации.
Неплохо выглядит ситуация при сравнении зарубежных и российских компаний в морских, авиационных и автомобильных перевозках, хотя везде есть заметный отрыв показателей западных компаний. Все компании в этой отрасли — частные.
Очередной разрыв показателей — вновь при сравнении проходящей трудные реформы «Почты России» и типичной по своим показателям в отрасли Canada Post Corporation. Очевидно, «Почте России» придется пройти еще сложный путь в достижении приемлемого уровня эффективности, либо ее грозят победить активно пробивающиеся конкуренты, примером которой может выступить имеющая всего трехлетнюю историю компания СПСР-Экспресс.
[1] В соответствии с классификацией степени управления логистикой силами внешних провайдеров. First Party Logistics (1PL) — это автономная логистика, где все операции выполняет сам грузовладелец; Second Party Logistics (2PL) предполагает, что на аутсорсинг передаются услуги по транспортировке и складированию; Third Party Logistics (3PL) включает дополнительно к этому перегрузку и дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, а также использование субподрядчиков. Fourth Party Logistics (4PL) — это интеграция работы всех компаний, вовлеченных в цепь товародвижения на основе технологии Supply Chain Management (SCM).
[2] TP-index (Turnover –to-Personnel index) — показывает отношение оборота предприятия за период (в данном случае — за год) к среднесписочному количеству сотрудников, работающих на предприятии. TP-index является одним из самых простых и надежных способов сравнительной оценки коммерческой эффективности работы предприятий
Материалы:
Отзывы
СледующийХочу отметить высокий профессионализм консультантов Консалтинг-Центра «ШАГ» и надеюсь на дальнейшее успешное сотрудничество. Читать целиком →
Начальник Управления привлечения и развития персонала АО СУЭК А. В. ФоминПредставительство коммандитного товарищества «Доктор Вильмар Швабе Гмбх &Ко.КГ» выражает благодарность Владимиру Хомутову, партнеру Консалтинг-Центра «ШАГ» за проведенный тренинг «Финансы для нефинансовых менеджеров». Читать целиком →
Максимова Лариса Анатольевна, Глава представительстваЯ могу смело сказать, что на сегодняшний день идеальным помощником для перестройки взглядов и подходов существующего менеджмента компании в правильное русло выступает Консалтинг-Центр «ШАГ». Читать целиком →
Генеральный Директор С. С. НикитенкоРуководство ООО «Центр-Процессинг» обратилось в Консалтинг- Центр «ШАГ» в тот момент, когда нам понадобилась внешняя оценка управленческого и профессионального потенциала наших сотрудников. В соответствии с нашим запросом консультанты КЦ «ШАГ» провели ассессмент топ-менеджеров компании и подготовили персональные резюме. Читать целиком →
Генеральный директор РЕДЬКО НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧМы довольные Компанией ШАГ и рекомендуем рассмотреть их для сотрудничества. Если ко мне обратятся представители среднего и крупного бизнеса, я рекомендую сотрудничество с Компанией ШАГ. Читать целиком →
Генеральный директор Тольбаев Б.Опираясь на позитивный опыт, полученный в ходе проведения вышеупомянутого маркетингового исследования, Банк «Петрокоммерц» рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» в качестве компании, способной провести сложные многоуровневые исследования рынка, подготовить аналитический материал, необходимый в условиях объективного дефицита рыночной информации. Читать целиком →
В. А. Виноградов, Первый Вице-Президент ОАО Банк «Петрокоммерц»Мы рекомендуем Консалтинг-центр "ШАГ" как профессиональную команду консультантов по управлению. Читать целиком →
Генеральный директор Н. В. РедькоМы рекомендуем Консалтинг-Центр «ШАГ» как профессиональную команду специалистов по управлению бизнесом, качественно и в срок решающую поставленные перед ней задачи. Читать целиком →
Вице-Президент-начальник Департамента регионального бизнеса Ю. С. КацОпираясь на позитивный опыт, полученный в ходе проведения вышеупомянутых работ, «Элекснет» рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» в качестве компании, способной не просто получить необходимый заказчику ближайший результат, но и решить поставленную перед ним задачу, исходя из стратегических перспектив развития бизнеса. Читать целиком →
Ю. И. Локотцов, Генеральный директор ООО «Элекснет»Следует отметить, что консультанты фирмы "ШАГ" используют уникальные формы и методы работы, которые не только обеспечивали им достижение желаемого результата в чрезвычайно короткие сроки, но и приводили руководство Корпорации к решениям, максимально удовлетворяющим всех участников. Читать целиком →
Президент Г. В. ДувановРабота была выполнена тщательно и качественно, без заметных помех рабочему процессу. Результаты работы существенно расширили понимание руководством и всем персоналом компании имеющихся проблем и задач, и стали важным подспорьем в проводимой нами реорганизации. Читать целиком →
Президент ЗАО «Страховое Акционерное Общество Россия» А. В. РазуваевСАО РЕСО-Гарантия пользовалось услугами Консалтинг-Центра "ШАГ" дважды, в 2011 и в 2021 гг., для проведения конкурсов на лучшего сотрудника бэк-офиса. Читать целиком →
Директор по персоналу Страхового общества РЕСО-Гарантия Е.Л. ЛурьеООО «Г.А.И.» благодарит Консалтинг-Центр ШАГ и персонально Елену Кисель, выполнившую для нас этот запрос. Мы рекомендуем ШАГ как компанию, способную на высочайшем уровне решать задачи по подбору кандидатов на высшие менеджерские позиции. Читать целиком →
Генеральные директор ООО «Г.А.И.» Волкова Н. А.В прошлом мы привлекали Консалтинг-Центр «ШАГ» для решения задач развития бизнеса, теперь мы можем рекомендовать их и как профессионалов в области закрытия бизнеса. Читать целиком →
Президент Группы компаний «Ведис»На основе нашего опыта сотрудничества хотелось бы пожелать чётче формулировать проблемы и проявлять большую смелость и настойчивость в предложениях по улучшению, быть категоричнее в достижении поставленных целей. Читать целиком →
Генеральный Директор Горяинов М. В.Мы надеемся, что Ваша компания продолжить работу в данном направлении и обратит свое внимание на стремительно растущий рынок АСКУЭ в России и за рубежом. Читать целиком →
Главный специалист, Голиков В. В.Консалтинг-Центр «ШАГ» характерен высоким, в целом, интеллектуальным уровнем своих сотрудников, широко известных в среде родственных организаций, а также, наряду с наличием собственных методик и процедур, отличным пониманием условий бизнеса в России и проблем своих заказчиков. Читать целиком →
Генеральный директор ЗАО «РОКСА» Д. Е. КитченкоМы высоко ценим "Шаг" за практические знания и опыт, за умение приводить разные группы людей к цели, за творческую организацию принятия решения, за честность и порядочность. Читать целиком →
Генеральный директор ООО «Финансово-промышленная корпорация САТОРИ» A. B. ГусаровООО "Организатор" высоко оценивает практическую полезность поведенной Консалтинг-Центром "ШАГ" работы и рекомендует этот опыт к использованию при реализации градостроительных объектов. Читать целиком →
Генеральный директор Г. И. МуравинНастоящим руководство компании ЗАО Энергосистемы и технологии выражает свою благодарность Евгению Николаевичу Емельянову - руководителю и владельцу консалтинговой компании ШАГ за тесное и плодотворное сотрудничество. Читать целиком →
Андрианов Б.В., Генеральный директорМы начали работать с КЦ ШАГ в конце 2009 года. К этому времени был достигнут предел роста компании как чисто розничной сети. В результате анализа состояния дел в компании было принято решение о необходимости постановки системы активных продаж. Читать целиком →
Генеральный директор Брумирский Д. Г.Выражаем искреннюю благодарность и признательность специалистам КЦ ШАГ за ответственный и профессиональный подход к работе, открытость в сотрудничестве, за умение построить работу в режиме многозадачности, тем самым давая возможность получить огромное удовольствие как от процесса, так и от результата. Читать целиком →
В. А. Фролов, Генеральный директор компании O`STINКомпания ЗАО "Стройдепо" в лице Генерального директора Тиманова Дмитрия Васильевича довольна результатом сотрудничества и рекомендует Консалтинг-Центр "Шаг" коллегам по рынку. Читать целиком →
Д. В. Тиманов, Генеральный директорКонсалтинг-Центр "ШАГ" провел стратегическую сессию для нашей Компании. Это было не банальное мероприятие. Мы не просто сформулировали свою стратегию, мы ее нашли. Перебороли стереотипы, увидели заблуждения и нашли в итоге точный ответ, как за короткий срок значительно повысить эффективность и размеры нашей компании. Читать целиком →
Константин Винокуров, Генеральный директорРекомендую компанию Шаг как честных и порядочных партнеров, всегда соблюдающих условия договоренностей и занимающих твердую позицию по отношению к обсужденным договоренностям, в моем случае - всегда отстаивающую мою сторону как акционера компании. Также считаю компанию Шаг одним из наиболее профессиональных российских консультантов в области розничной торговли. Читать целиком →
Григорий Кожемякин, Акционер компаний "Старик Хоттабыч" и "Стройдепо"Опираясь на позитивный опыт, полученный в ходе проведения вышеупомянутых работ, «МСС-Старт»рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» в качестве компании, способной помочь Заказчику развернуть организацию в нужную сторону и получить запланированный результат. Читать целиком →
Е. Н. Елизарова, Генеральный директор ЗАО «МСС-Старт»Рекомендую Консалтинг-Центр "ШАГ", как команду профессионалов, способных качественно решать задачи проведения структурных изменений в бизнесе, оказывать консалтинговую поддержку не только в проектировании и планировании изменений, но и в реализации конкретных решений, оперативно и гибко реагировать в ходе проекта на изменения задач и приоритетов Заказчика. Читать целиком →
А. Л. Ушкова, Генеральный директорЯ могу рекомендовать специалистов Консалтинг-Центра "ШАГ" как грамотных профессиональных консультантов в области маркетинга. Читать целиком →
А. А. Арутюнян, Директор по маркетингу и рекламе сетиКомпания «Снежная Королева» рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» как высокопрофессионального и надежного партнера. Читать целиком →
С. В. Куприянова, Генеральный директорТоп-менеджеры проекта «SEPHORA» готовы порекомендовать Консалтинг-Центр «ШАГ», как команду профессионально работающих менеджеров, обладающих необходимыми знаниями в области маркетинга и маркетинговых исследований. Читать целиком →
Надеждин К.Ю., Генеральный директорКомпания «СПОРТМАСТЕР» рекомендует привлекать Консалтинг-Центр "ШАГ" при планировании ассортиментной стратегии и при работе с товарным портфелем. Читать целиком →
Директор Коммерческого Управления Компании «СПОРТМАСТЕР» Д. Ю. АгеевРуководство компании "Спортмастер" считат, что со всеми поставленными задачами Консалтинг-центр "Шаг" справился полностью в оговоренные сроки. Особо хотелось бы отметить очень внимательное отношение во время работы со стороны специалистов Консалтинг-центра "Шаг" к особенностям и традициям, существующим в нашей компании. Читать целиком →
Председатель Совета директоров Компании «Спортмастер» Д. Ю. ДойхенРуководство "М.видео" считает, что порученная консультантам работа была выполнена на высоком профессиональном уровне, и выражает благодарность Консалтинг-Центру "ШАГ". Читать целиком →
Максимов А. Ю., Управляющий Торговой Компании М.ВИДЕОГруппа Компаний "Топсервис" хотела бы выразить благодарность Консалтинг - Центру "ШАГ" за предоставленную работу по подготовке "Соглашения совладельцев Группы Компаний "Топсервис". Читать целиком →
Президент ГК "Топсервис Савельев А. В.Наша совместная работа отличалась большой продуктивностью и вместе с тем органичностью проводимых изменений. Благодарим руководство и персонал "Шага" за искреннюю вовлеченность в дела нашей компании. Читать целиком →
Е. Р. Сатыев, Генеральный директорПолезным для нас оказались знакомства с партнерами Консалтинг-Центра «ШАГ»: компаниями, работающими в области ИТ, а также креативного продвижения услуг и продуктов компании через корпоративное видео. Одно из этих знакомств вылилось в продолжительную и очень эффективную работу. Читать целиком →
Учредители Компании «Лига»Результаты проведенной оценки оказались в высшей степени полезными и практичными, и теперь мы используем их в текущем управлении компанией, при организации обучения и при принятии кадровых решений. Читать целиком →
Исполнительный директор, М. В. СкляровКомпания OSTIN рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» как надежного партнера при разработке и проведении Центра оценки (ассессмента), выполняющего работы своевременно и на высочайшем качественном уровне, умело сочетая собственные методики и наработки Заказчика. Читать целиком →
Директор по персоналу ООО «Остин» Сафанюк А. М.Провели большую работу и помогли разрешить, казалось бы, неразрешимое противоречие между двумя равнозначными партнерами, что вылилось в соглашение собственников, которое сняло все вопросы и позволило спокойно заниматься развитием компании, не тратя времени и нервы на выяснение взаимоотношений Читать целиком →
Управляющий группой компаний ООО «Наша игрушка» И. А. КлепиковБлагодарю Евгения Николаевича Емельянова и Любовь Максовну Горбунову, Партнеров Консалтинг-Центра «ШАГ», за помощь в переосмыслении ведения моего бизнеса. Читать целиком →
Владелец сети обувных магазинов «Лапоток» Заглумонин С. Ю.Консалтинговый центр ШАГ нам помог не только найти такого опытного сотрудника, но и расположить его к ГК Л'Этуаль. Помог найти мотивацию для смены работы и трудоустройства к нам. Ведь headhunting это не только поиск, но и успешное переманивание. Читать целиком →
ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» планирует продолжить сотрудничество с консультантами «ШАГ» вплоть до полной реализации предложенного ими плана оптимизации бизнеса нашей операционной компании. Читать целиком →
Анна Дубовская, Финансовый директор ЗАО «Смарт Лоджистик Групп»Полученный позитивный опыт позволяет ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» рекомендовать Консалтинг-Центр «ШАГ», как команду профессионалов, способных в сжатые сроки увидеть суть проблемы и предложить смелые, но реалистичные пути её решения. Читать целиком →
Пресс-служба ЗАО Смарт Лоджистик ГруппПо итогам работы Консалтинг-Центра «ШАГ» мы кардинальным образом изменили наш подход к управлению разными бизнесами, входящими в Группу компаний. Читать целиком →
Со-президент Группы Компаний «Элфор» Л. Г. КоржавинаStep trained our Customer Service team, who is forcing the pace in telco service innovation, with the advantage of being able to focus on a particular market or segment of market with new infrastructure, new supporting systems and carefully selected staff. Читать целиком →
Elena Elizarova, Customer Support ManagerРуководство Бизнес-Центра СП «АРТЕЛ» рекомендует живую по форме, профессиональную и качественную по содержанию работу Консультативной фирмы «ШАГ» руководителям коммерческих организаций, работающих на российском рынке. Читать целиком →
Майк Эджуорт, Генеральный управляющийОплата работы наших продавцов была поставлена в прямую зависимость от качества работы с клиентами, таким образом, ежемесячные отчеты «ШАГа» стали частью технологического цикла нашей Компании. Читать целиком →
Директор Департамента по управлению розничной сетью Д. В. НикулинМоим вторым проектом с компанией "Шаг" стал семинар "Создание команды" для сотрудников Центра по обслуживанию клиентов ТелеРосс. Задача усложнялась тем, что все они работают в разных городах, но тем не менее чувство команды нам необходимо. И представителям "Шаг" это удалось! Читать целиком →
Елена Карулина, Менеджер по работе с клиентами компании «ТелеРосс»Особо хотелось бы отметить благоприятную атмосферу, царившую на тренинге. Доброжелательность в отношениях тренеров и участников а также доступность в изложении материала сделали процесс обучения легким и динамичным. Читать целиком →
Марина Новикова, Директор по работе с персоналомЯ рекомендую консалтинговую фирму "ШАГ" для работы по оценке эффективности организации, разработке и внедрению программы развития для достижения лучшего положения организации. Читать целиком →
Фред Ледбеттер, Вице-президент компании GTS CellularНезависимая позиция «ШАГа», удерживающего рамку стратегии CUSTIS и сохраняющего целостное восприятие нашей компании, позволила нам сделать уверенный шаг вперед в развитии и масштабировании своего бизнеса. Читать целиком →
Владимир Рахтеенко Генеральный директор группы компанийПрогресс в организации работы управления Департамента налицо, за что мы крайне признательны Консалтинг-Центру. Несомненно, мы будем и впредь обращаться в «ШАГ» за помощью в подборе топ-менеджмента при возникновении такой необходимости. Читать целиком →
Генеральный Управляющий, Иванова Ю. И.Президент «Гелиопарк Групп» рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» в качестве партнера и помощника любой компании, которой необходимо совершить рывок в своем развитии. Читать целиком →
Президент «Гелиопарк Групп» А. И. ГусаковТакже хотел бы отметить, что за время сотрудничества с нашей компанией Консалтинг-Центр "ШАГ" не только зарекомендовал себя как высокопрофессиональная команда опытных специалистов, находящих эффективные пути решения задач, но и как люди, умеющие поддерживать теплые дружественные отношения. Читать целиком →
Генеральный менеджер И. В. ИльчукМы бесконечно благодарны Консалтинг-Центру «ШАГ» за помощь и участие, мудрые советы и бесценный опыт! Нам совместными усилиями удалось сделать многое, целый жизненный этап остался позади. Мы начинаем следующий этап, на этот раз, самостоятельный, но, безусловно, не прощаемся, а всего лишь говорим «до свиданья!» Читать целиком →
Крылов А.С., Генеральный УправляющийПортал Ритейл.ру рекомендует консультантов ШАГа, как экспертов отрасли высочайшего класса. Читать целиком →
Руководитель проекта Retail.ru Наталья МароваОтчет, представленный консалтинг-центром "Шаг", базируется на результатах, отражающих основные особенности положения дел в Концерне. Диагностика ключевых проблем и анализ тенденций организационного развития Концерна дали возможность руководству Концерна наметить основные стратегические этапы в реформировании и совершенствовании управленческих структур Концерна. Читать целиком →
А. И. Евграфов, Председатель Правления ЗАО «Концерн Вечерняя Москва»Руководство Компании "Рэнк Ксерокс' (СНГ)" благодарит Консультативную фирму "ШАГ" за высокое качество результатов работы по оценке потенциала сотрудников Компании. Читать целиком →
И. Симонов, Генеральный директор Rank Xerox — СНГ.Оценивая совместную работу, хочется отметить высокую степень заинтересованности консультантов "ШАГа" в качественном выполнении поставленной задачи. Консультантов отличает гибкий подход к работе и учет специфики конкретного бизнеса. Они оперативно учитывали наши пожелания, были открыты к обсуждению проблем. Читать целиком →
Генеральный Директор М. М. ВасиленкоЖелаем Вам и Вашей компании дальнейшего лидерства в сферах управленческого и корпоративного консультирования, а также системной реализации интересных проектов по формированию нового поколения консультантов. Читать целиком →
Лобанова Т.Н.От имени консультантов нашей Компании благодарю Вас за подготовку старшего консультанта Зотовой Юлии в области организационного консультирования. Качество обучения проявилось в работе Зотовой в последнем проекте. Читать целиком →
Президент Консалтинговой компании «ЛАСПИ-ПЛЮС», доцент ф-та психологии МГУ Ерофеев А.К.От имени консультантов нашей Компании благодарю Вас за подготовку старшего консультанта Зотовой Юлии в области организационного консультирования. Читать целиком →
Президент Консалтинговой компании «ЛАСПИ-ПЛЮС», доцент ф-та психологии МГУ Ерофеев А.К.Управа Гагаринского района оценивает практическую полезность проведенной Консалтинг-Центром "ШАГ" работы и рекомендует к использованию опыт этой работы при реализации градостроительных проектов. Читать целиком →
Заместитель Главы Управы С. И. ХмелевскийУправа района Лефортово высоко оценивает практическую пользу от проведенной Вашими специалистами работы. Материалы переданные в районную администрацию помогли нам при встречах с жителями. Читать целиком →
Глава Управы Е. Б. ШурыгинТеперь мы на деле знаем, что КЦ ШАГ заслуживает самых лучших рекомендаций и похвал. Читать целиком →
Директор по обучению и развитию Евгений М. СмирновЧитайте также:
Основными проблемами столичного сервиса по-прежнему остаются выполнения стандартов этикета:…
- 5 мая 2010Туристическая индустрия переживает сейчас период некоторой трансформации. Еще свежи в памяти сообщения…
Материал подготовлен Консалтинг-Центром "ШАГ" 17 апреля 2013В первом раунде, то есть в сытые докризисные годы, бизнесы, связанные с недвижимостью росли, как на…
Владимир Сметанников 16 июня 2012