Перестроение на ходу
Владельцы крупного торгового бизнеса обратились к нам в связи с желанием отойти от оперативного управления бизнесом и передать его в руки наемного управляющего. Одновременно нам предстояло провести организационные изменения, потребность в которых назрела в связи с разрастанием оргструктуры и неэффективностью ее работы.
В рамках начавшегося проекта мы согласовали позиции учредителей по принципиальным вопросам ведения бизнеса, провели диагностику компании и начали работу с управленческой командой по оптимизации бизнес-технологии и оргструктуры. Работа с командой менеджеров по выстраиванию системы управления была для нас истинным удовольствием. Включившись в работу с лидерским азартом, умные, схватывающие на лету, уверенные в себе, они спорили до посинения, формируя единые «правила игры». Позиций было множество, взгляды часто оказывались перпендикулярными друг другу, но общее понимание того, к чему нужно идти, укреплялось и ширилось.
Довольно быстро нам удалось разрешить ряд противоречий - между инфраструктурными и продающими подразделениями, между отделами оптовых и розничных продаж. Начался постепенный переход компании от ориентации на предложения поставщиков к ориентации на потребности покупателей. От месяца к месяцу менялась, становясь более прозрачной и понятной, управленческая отчетность.
Этот проект начинался как разработка и внедрение изменений в успешной компании, владельцы которой хотели лишь повысить ее эффективность, управляемость и «понадзорность». Однако, размеренное движение консалтингового проекта было прервано экономическим кризисом. Падение уровня жизни и покупательского спроса на импортные товары на три четверти обрушило продажи компании. В этих условиях требовалось не только скорейшее завершение реорганизации, но и экстренный пересмотр стратегии развития и маркетинговой политики как по отношению к товару, так и по отношению к клиенту.
Совместно с заказчиками мы разработали антикризисный вариант организационных изменений, внедрять которые пришлось в режиме предельной интенсивности. После того, как были приняты принципиальные решения по перенастройке ассортимента и клиентских ниш, консультанты провели обучение и перераспределение сотрудников по должностным позициям. Разработали и внедрили новую систему оплаты труда. А затем инициировали ряд шагов по снижению издержек.
Менеджеры, и консультанты выкладывались на этом проекте как ни на каком другом. В результате весь комплекс мероприятий по реорганизации компании удалось завершить в рекордно короткие сроки: уже через два месяца мы имели новую оргструктуру, отвечающую новым стратегическим ориентирам. Были созданы подразделение для сбора и обработки маркетинговой информации и система обслуживания клиентов; разработаны и внедрены корпоративные стандарты обслуживания, на полную мощность заработала система управления по результатам. К этому же времени удалось остановить падение продаж. А еще через полтора года экономические показатели компании достигли докризисного уровня. Параллельно была решена и исходная задача проекта: оперативное управление осуществлял теперь наемный менеджер. Владельцы же решали лишь принципиальные стратегические вопросы, используя для этого созданный с нашей помощью специальный орган – Наблюдательный Совет.