Как искать работу после декретного отпуска
После выхода из декретного отпуска не всем удается вернуться на то место работы, которое занимали до беременности. Как лучше искать работу? Как подтянуть отставшую за годы «простоя» квалификацию? Как подготовиться к собеседованию? Как лучше отвечать на сложные вопросы?
Мы постарались дать некоторые рекомендации молодым мамам, которые оказались в этой ситуации.
1. Необходимо обновить резюме.
Для тех, кто регулярно ищет персонал или помогает людям в поисках работы, это очень понятный пункт – но неочевидный для остальных. Необходимо «переписать» собственную историю в соответствии с требованиям к должностям, на которые претендует молодая мама. И желательно под каждую должность сделать отдельный вариант резюме.
2. Оценить, что нового появилось в требованиях к работникам вашего профиля.
За три года могут произойти революционные изменения в отдельных профессиях. Например, сегодня почти всегда от PRщиков требуют опыта SSM. Три года назад это не было ключевым требованием, но программное обеспечение практически во всех областях очень быстро меняется, и желательно заполнить пробелы, которые образовались за время отсутствия на рабочем месте. Для этого необходимо внимательно посмотреть на последние профессиональные новинки, пообщаться с бывшими коллегами за чашкой кофе (кружкой пива), почитать свежие отраслевые новости. Ну и, конечно, посмотреть на требования в вакансиях.
3. Найти способ заполнить пробел.
Читать книги во время декретного отпуска мы советовать не станем, это подходит только тем, кому нужны знания с «нуля». Можно сходить на семинары (например, промо семинары производителей и консультантов), посмотреть конференции on-line (обычно это недорого стоит, и можно посмотреть запись после того, как конференция закончилась). Это нужно, чтобы услышать кейсы и варианты решений задач, с которыми Вам не приходилось сталкиваться, окунуться в профессиональный язык, да и просто почувствовать себя увереннее . Не лишним будет присоединиться к профессиональным группам в соцсетях и помониторить, что в них происходит. Это позволит «почувствовать» и оценить рынок, понять вопросы, которые сейчас актуальны, найти на них ответы и прочитать советы, посмотреть видео с записями западноевропейских гуру (на них можно будет ссылаться при встрече с работодателем). Еще более полезно походить по профессиональным «тусовкам», чтобы почувствовать изменения, «понюхать воздух» и поискать потенциальных работодателей.
4. Потренироваться «на кошечках», если есть такая возможность.
Создайте собственную группу в соцсетях; подсчитайте семейный бюджет, как корпоративный; составьте план интервью и проведите собеседования с няней; разработайте систему мотивации для старшего ребенка, чтобы он/она взяли на себя часть домашних работ; разработайте стратегию и создайте программу по поиску работы.
5. «Почистить» свои профили от «мамских тем», добавить статьи и обсуждения на профессиональные темы.
Не секрет, что работодатели оценивают профили кандидатов в соцсетях. При знакомстве с Вашей страницей у работодателя должно сложить ощущение, что Вы интересуетесь профессиональной сферой. Профиль должен производить впечатление естественного, поэтому не стоит удалять «младенцев» со стены. Но если Вы станете добавлять понравившиеся вам тексты на профессиональную тему и фотографии в «деловом образе» на профессиональном мероприятии, это может добавить вам баллов. Разбавьте фотографии «ребенок-я с ребенком-котик/песик-любимый муж» и сфера Ваших интересов будет выглядеть гармоничнее.
6. Что говорить на собеседовании
Лучше заранее продумать ответы на «рискованные» вопросы, которые любят задавать менеджеры по подбору. Например, почему так часто менялись места работы, или почему работодатель не предложил Вам вернуться на старое место работы после декрета. Обычно бывает несколько причин, на которые можно ссылаться. Лучше подобрать такую, которая показывала бы Ваше понимание позиции руководителя, согласие с ней и отсутствие обид. Такой ответ охарактеризует Вас как лояльного и социально зрелого человека.
7. Необходимо сразу и четко обговорить правила «игры»
Вы никогда больше не будете принадлежать только работодателю, как до декрета. Даже в рабочее время у Вас будут возникать «семейные» обстоятельства. Поэтому необходимо заранее подумать о том, кто из домашних «прикроет, если что». Бабушки, дедушки, муж/отец ребенка имеет возможность отпрашиваться, соседка-подружка или пенсионерка, которые смогут перехватить ребенка. Расскажите об этом работодателю. Он оценит Вашу предусмотрительность. Кроме того, необходимо заранее узнать о графике работы няни или дошкольного учреждения, чтобы для Вас не стало неожиданность, что в 17-00 в группе детей не остается. И заранее обсудите, например, если Вас интересует смещение графика, чтобы успевать забирать ребенка из детского сада (не с 9 до 18, а в 8 до 17), уточните о возможности получить внешней доступ к рабочему профилю и т.д.
8. Поговорите с подругами, которые уже прошли этот путь.
Личный опыт – бесценный источник информации. Возможно, именно в таком разговоре Вы найдете не только вдохновение и уверенность в себе (если она смогла, то и у меня все получится), но и инструменты, которые сможете применить в своей семье в попытках найти «life-work balance».